Первый раз в первый класс: радость или разочарование?

1 сентября 2016
1145

Анна Крайнова
Семейный и детский психолог, клинический психолог

Школа. 1-е сентября. С интересом, страхом, гордостью стоят нарядные первоклашки. Рядом радостно суетятся их родители… И те и другие полны ожиданий. Как-то сложится эта новая «взрослая» школьная жизнь?

Позади волнения и поиски «правильной» школы – наиболее подходящей для вашей семьи и вашего ребенка.

Чтобы поближе или посолиднее, попроще или с хорошими традициями, опытными преподавателями или инновационными программами, душевной атмосферой или «на слуху» с отличным рейтингом и престижем.

Сколько людей, столько мнений. Каждый сам выбирает критерии качества образования своего чада, соотнося их с целями и возможностями семьи.

Что же действительно важно для наших малышей?

Не нужно забывать, что помимо основного предназначения школы – насытить ребенка знаниями, не менее важно воспитание его духовных качеств и создание условий для поддержания интереса к учебе. Если говорить простым языком: важно не отбить желание учиться и помочь вырасти хорошим человеком.

Решает ли эти задачи современная школа? Не везде и не всегда. К сожалению. Чаще, именно об индивидуальности каждого взрослеющего человечка в школьной системе напрочь забывают.

первый раз в первый класс - радость или разочарование.jpg

А ведь помимо учебы в жизни каждого школьника случаются взлеты и падения. И зачастую ребенок остается один на один с совсем недетскими проблемами.

Например, у первоклашки, который еще не успел привыкнуть-садаптироваться к новым жизненным обстоятельствам, маму кладут в больницу или рождается младший братик или сестренка и он, наряду со взрослыми, делит домашние хлопоты и бессонные ночи, не говоря о том, что переживает потерю их былого внимания.

Или дома ссоры, а то и вовсе развод любимых родителей. Приходит такой ребенок в школу…- портфель толком не собран (проследить было некому), уроки не сделаны, одевался САМ «из того, что было», что называется, голова занята, чем угодно, только не учебой, потому что он расстроен, что нормально в данной ситуации, а «добрый внимательный» учитель, не вникая в обстоятельства, «ставит на вид», пишет гениальное по своему содержанию послание родителям в дневнике, ругает перед всем классом, поощряя насмешки одноклассников, ставит двойку и, в догонку, на долгие годы навешивает ярлык «двоечника», «плохиша», «неудачника».

А ребенок нормальный и очень даже себе способный. Просто в данный момент сложившаяся ситуация требует понимания и другого отношения. Ведь когда не удовлетворенной остается базовая потребность в безопасности, думать «о высоком» не получится даже у очень волевого взрослого человека. Какая контрольная, когда мир вокруг рушится?

Что и говорить, что подобное поведение учителя на корню подрывает само желание идти в школу и мотивацию делать что-то. Кто-то из детей горько расплачется в туалете. Кто-то перестанет верить в себя. Кто-то яростно подерется на перемене. В зависимости от характера и темперамента. Но и в том и в другом и третьем случае, ребенку придется нелегко. Он останется одиноким и непонятым.

Совсем по-другому малыш будет себя чувствовать, если учитель, заметит его состояние, и, понимая ситуацию ребенка, похвалит его за самостоятельность. Да, забыл одну тетрадку, но остальное-то собрал, САМ(!), делал, старался! Помочь, понять, поддержать, где надо похвалить, и крылья вырастают,- все начинает получаться.
В этом и есть суть настоящей педагогики и индивидуального подхода.

Вот почему важно выбирать не школу, а учителя! Образ Первого педагога остается в нашей памяти на всю жизнь. И доверять ему дОлжно, как самому себе. Ибо доверяете вы ему свое самое дорогое.

К сожалению, школьные психологи, входящие в состав приемных комиссий, чаще проверяют наличие готовности к школе, мотивированность к учебной деятельности, сформированность основных навыков от усидчивости до способности к запоминанию.

Мало кто занимается оценкой личностных качеств и подбором педагога в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Поймите меня правильно: педагог может быть замечательный, но контакт именно с вашим ребенком может быть затруднен.

Например, ребенок домашний, робкий, ранимый, эмоциональный попадает в класс активного, «громкого», сильного учителя, совмещающего к тому же должность преподавателя младших классов с деятельностью завуча школы. А потому приветствующего участие во всех школьных мероприятиях, выступления, активность. Случится ли контакт между ними? Ведь часто нам нравится в других то, что близко по духу нам самим.

Если вы переживаете относительно школьного будущего вашего малыша, сомневаетесь к кому отдать ребенка, хотите помочь ему быстро и без лишних волнений установить хороший контакт с учителем.

Если вы видите, что при поступлении оцениваются знания и умения без учета индивидуальности вашего сына или дочки, лучше дополнительно проконсультироваться с профессиональным детским психологом, который поможет вам сделать правильный выбор. А вашему ребенку приобрести положительный опыт знакомства со школой и стать успешным в новой для него жизни.

Примеры из практики:      
          
Мальчик. 7 лет. Первый класс. В семье только что родился второй ребенок. Стал приходить домой из школы расстроенным. Отказываться идти на занятия и делать домашние задания со словами: «А все равно я тупой. У меня ничего не получится!»

На консультации выясняется, что учитель недоволен тем, что ребенок забывает дома школьные принадлежности и делает не все уроки. У мамы не всегда есть время проверить рюкзак и тетрадки. Особо мальчику запомнилась следующая ситуация: однажды, он забыл тетрадь для контрольных работ. Побоялся сказать о том учителю и написал работу на листочке. Реакция учителя была следующей: не проверяя работу, перечеркнув написанное красной ручкой, вернула ее малышу со словами: «Ничего ты не умеешь! Только мать расстраиваешь! Не буду проверять, - в следующий раз нормальную тетрадь принесешь и сделаешь, как все!»

Кстати, перечеркнутое, как позже оказалось, было все правильно решенным! Чему «научил» ребенка данный Урок?
         
Не уважению к чужому труду? Пониманию того, что он ничего не умеет, кроме как расстраивать свою маму? Чему угодно, только не тому, чего в действительности добивался учитель: правильно собирать портфель и не забывать свои вещи.

Была проведена беседа с учителем и родителями. По результатам которой ребенка перевели к другому преподавателю, что значительно повысило успеваемость, веру ребенка в свои силы и желание ходить в школу.

Также малыш с мамой ВМЕСТЕ в форме игры придумали разные «напоминалки», которые научили ребенка собирать рюкзак и не забывать о заданных уроках и нужных тетрадях. У мамы это занимало не так много времени, зато повысило качество и эффективность общения между ней и сыном.

Другой пример:

В первом классе урок русского языка. Контрольный диктант. Но ребята никак не угомонятся после переменки. Только что стало известно, что одна девочка, их одноклассница, сегодня у школы поскользнулась и попала в больницу в тяжелом состоянии. Все очень переживают за нее.

Учитель, видя волнение детей, решает поменять тему урока: вместо проверочной работы, все пишут первое в жизни сочинение «Письмо Олечке». И вмиг в классе звенящая тишина. Все старательно заняты делом. И пусть в работах много грамматических ошибок! Главное, в них столько заботы, души и любви к ближнему!

Не пройти мимо чужого горя, научиться чувствовать и сопереживать – на каких уроках этому учат?!

С огромной благодарностью всем Учителям с большой буквы.   

Метки: Воспитание,

Комментарии для сайта Cackle

Читать по теме:

Как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос жестоким. Инструкция

Как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос жестоким. Инструкция

18.04.2017
2490
Насильник — единственный, кто на самом деле ответственен за произошедшее. Так почему насильников так много и как с этим быть? Детский клинический психолог и игротерапевт Ирина Катин-Ярцева объясняет, откуда берется склонность к насилию и как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос жестоким.

Метки: Воспитание, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

Почему не работают разговоры "по Гиппенрейтер"

Почему не работают разговоры "по Гиппенрейтер"

11.04.2017
6811
Экзистенциальный психотерапевт Екатерина Бойдек: "Сейчас я понимаю, что не работало. Во-первых, хотя внешне пыталась изобразить эмпатию и сочувствие, внутри было совсем другое: желание поменять состояние ребёнка. Я не выдерживала его грусть, его горе, хотела немедленно их убрать. Я говорила вслух "ты грустишь", а про себя практически билась в истерике "прекрати так чувствовать, это невыносимо, поменяйся немедленно!". И, конечно, мой чувствительный сын считывал именно это."

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Родители-рабы

Родители-рабы

05.04.2017
16417
"Ты лучший", "все будет хорошо", "все получится" - многие мамы считают, что должны непрерывно это озвучивать, иначе ребенок потеряет мотивацию. Сначала он чуть что будет прибегать к вам, чтобы вы утешали его и подбадривали, но вскоре у него может появиться к вам ненависть. Окажется, что вы его обманули, вы не авторитетная фигура в большом мире, вы обычная домохозяйка, не уважаемая в социуме. Это все равно как если бы он вдруг узнал, что является чемпионом мира в пределах вашей кухни и все смеются над его кубками из бумаги."

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Как воспитывать сына (для женщин)

Как воспитывать сына (для женщин)

02.04.2017
5813
Психолог Павел Зыгмантович: "Начнём с главного – мальчик, растущий без отца, вовсе не обязательно станет «каким-то не таким». Это распространённый страх, но рациональных оснований у него немного. Мальчики из полных семей в массе своей не отличаются от мальчиков, растущих без отцов".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Как вырастить уверенного в себе ребенка

Как вырастить уверенного в себе ребенка

19.03.2017
19426
Психотерапевт Ирина Млодик: "Уверенный ребенок – ребенок, знающий свои права. Права – это основа достоинства. Человек, лишенный прав - подавленный, послушный - лишен и достоинства. Знать свои права полезно, потому что это позволяет уважать и чужие права. Это хорошая профилактика жертвенной позиции, из которой потом трудно выбраться".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Я ударила ребенка. Что делать?

Я ударила ребенка. Что делать?

15.02.2017
2908
Семейный психотерапевт Вера Василькова: «Я ударила ребенка. Что мне делать?» - очень болезненный вопрос, который часто задают мамы. Это экстремальная ситуация, в ней требуются срочные меры помощи – и маме, и ребенку. Про детей написано много. Эта статья – для мам. О том, как пройти очень непростой момент и жить дальше.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Болезненная свобода

Болезненная свобода

14.02.2017
3747
Семейный психолог Дарья Грошева: "- Пирожок! - на весь магазин кричала молодая женщина. Навстречу ей бежал пухлый мальчик лет восьми. Пирожок. Представляю как рыхлый бледнокожий парень будет смотреть на меня безжизненными глазами, а за дверью его будет ждать бабушка, которая за терапию и заплатила потому что с мальчиком что-то не то. А что с ним может быть, если он Пирожок? Девочки смотрят на наглых и поджарых парней, ну или умных, но не на пирожков, потому что пирожки - они для бабушки."

Метки: Воспитание, Семья, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Родительские послания: программирование на поражение

Родительские послания: программирование на поражение

10.02.2017
7292
Случалось ли вам чувствовать, будто вы попали в замкнутый круг и в вашей жизни раз за разом повторяются похожие ситуации? Например, сталкиваясь с неуважительным отношением начальства или недружелюбием коллег по работе, вы принимали волевое решение и увольнялись, но история повторялась на следующем месте?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Как не вырастить инфантила

Как не вырастить инфантила

09.02.2017
5638
Психолог  Денис Осин: "Инфантилизм может развиваться из совершенно разных предпосылок. Он появляется и у ребенка, которого зашугали, и у ребенка, который живёт в состоянии вседозволенности. Это связано с тем, что и в первом, и во втором состоянии у ребенка не вырабатывается самое главное качество - самостоятельность."

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Как обрести уверенность в материнстве

Как обрести уверенность в материнстве

09.02.2017
3673
Семейный психотерапевт Вера Василькова: "База, на которой строится материнство – это детство самой матери. Часто современным мамам не удается в достаточной мере положиться на собственное детство. И тогда внутри появляется много вопросов и сомнений, и на родителей выливается тонна противоречивых советов и рекомендаций. А ведь бывают мамы уверенные, которые легко отвергают ненужную критику, легко успокаиваются после тревожных новостей, умеют отстаивать свою позицию с бабушками и врачами".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Если ребенок болен, значит родители живут неправильно

Если ребенок болен, значит родители живут неправильно

08.02.2017
3044
"Все наши проблемы начинаются от непонимания, от которого зависит наше отношение. Отношение – это проблема. От того, как мы относимся, зависит, как мы общаемся. Но чем умнее человек, тем лучше он может хорошо, просто великолепно общаться. И между собою могут родители общаться с помощью красивых слов, но, к сожалению, ребенок больной. Это говорит о том, что общаться они умеют, а относиться хорошо друг к другу не умеют. В душе – злоба, а на лице – деланная улыбка."

Метки: Воспитание, Семья, Детско-родительские отношения,

НЕпрощенные родители

НЕпрощенные родители

05.02.2017
27188
Твой непрощенный отец в тебе будет поднимать твою руку, чтобы ударить твоего ребенка. Твоя непрощенная мать будет заставлять тебя открывать рот и орать на твоего ребенка, так, как это делала она.

Метки: Воспитание, Обида, Детско-родительские отношения,

Родитель - контейнер: важное о прямых родительских обязанностях

Родитель - контейнер: важное о прямых родительских обязанностях

28.12.2016
5620
Психолог Евгения Карлин: "Писать и читать так или иначе к школе научаются практически все ментально здоровые дети, а вот понимать себя, регулировать свои чувства, обходиться со своей агрессией, тревогой, болью – способен далеко не каждый, даже вырастая".

Метки: Воспитание,

Рождение второго ребёнка. Как помочь старшему адаптироваться

Рождение второго ребёнка. Как помочь старшему адаптироваться

12.12.2016
2571
Семейный психотерапевт Натали Ваксман: "Наивно и глупо ожидать, что с рождением младшего старший ребенок мгновенно полюбит его всем сердцем и станет ему другом, защитником и нянькой".

Метки: Воспитание,

Как отучить ребёнка спать в одной постели с родителями: 5 простых советов

Как отучить ребёнка спать в одной постели с родителями: 5 простых советов

25.11.2016
10979
Психотерапевт Мария Кудрявцева: "Часто границы приватной зоны родителей и их детей стираются, превращая жизнь пары в цепочку из недопонимания, дискомфорта, усталости и дефицита внимания друг к другу. Неужели все эти серьёзные последствия, вплоть до развода, могут быть спровоцированы поведением ребёнка, упорно не желающего засыпать в одиночестве? Да, это так."

Метки: Воспитание,

Вырастить сына: советы разведенной матери

Вырастить сына: советы разведенной матери

20.11.2016
6193
Психолог Михаил Лабковский: "Если женщина растит сына одна, это совершенно не значит, что он не вырастет настоящим мужчиной. Важно лишь избежать распространенных ошибок в воспитании".

Метки: Воспитание,

Как вырастить гея

Как вырастить гея

09.11.2016
9692
Психолог Михаил Лабковский: "Какое-то время ребенок изо всех сил старается добиться любви матери, "смотри, что я могу!". А ей как бы не до него "что за телячьи нежности"? В семье царят холодность, непонимание, конфликты, постоянное недовольство, никто друг с другом не разговаривает. "Как двойка? Опять двойка? Ну все, я тебя больше не люблю, урода". Все это верный способ вырастить не мальчика, но гея."

Метки: Воспитание,

«Как не дать школе сломать вашего ребенка»

«Как не дать школе сломать вашего ребенка»

30.10.2016
11408
Психолог Михаил Лабковский: "Не надо детей до школы ничем нагружать. Никаких шахмат, иностранных языков и прочего интеллектуального развития. До 6-7 лет мозг ребенка физиологически не готов воспринимать большие объемы информации. Вы потеряете деньги, а он – детство."

Метки: Воспитание,

Воспитание без предрассудков

Воспитание без предрассудков

24.10.2016
1954
Психоаналитик Рудольф Дрейкурс предлагает родителям строить взаимоотношения с ребенком на основе принципа "если можно тебе, так можно и мне". Если ребенок ведет себя нехорошо, то и мама с папой могут себе позволить перестать на какое-то время быть "хорошими родителями".

Метки: Воспитание,

Нервные расстройства у детей: что должны знать родители

Нервные расстройства у детей: что должны знать родители

13.10.2016
15500
Как могут проявляться нервно-психические расстройства у детей, как распознать психологическую травму и на что обязательно нужно обратить внимание родителям?

Метки: Воспитание,

Демонстративный ребенок

Демонстративный ребенок

11.10.2016
2876
Демонстративность – это очень часто встречающаяся личностная особенность. Как явствует из самого названия, она проявляется в том, что ребенок все время старается себя показать, продемонстрировать окружающим. В основе этого лежит повышенная потребность во внимании к себе. Иногда она настолько сильна, что ребенок стремится всегда быть в центре внимания.

Метки: Воспитание,

Как воспитать личность

Как воспитать личность

10.10.2016
3861
Главное, чего не понимают многие родители, это то, что для развития необходимы частично неудовлетворенные потребности. Постоянно неудовлетворенные потребности ведут к гибели, а постоянно удовлетворенные потребности к состоянию покоя. В результате обилия и переизбытка не формируется ни одного навыка и внутреннего инструмента по преодолению стресса и удовлетворению потребностей.

Метки: Воспитание,

7 способов разрушить самооценку ребёнка, даже не заметив этого

7 способов разрушить самооценку ребёнка, даже не заметив этого

27.09.2016
29197
Родители всегда хотят детям самого лучшего. Поэтому мы на всякий случай говорим маленькому недотёпе, что у него неуклюжая голова и забывчивая походка. К сожалению, в этот момент у ребёнка вместе с настроением портится самооценка. А ведь это полезная в жизни вещь. Высокая самооценка заметно влияет даже на способность школьника к учёбе.

Метки: Воспитание,

Как перестать кричать на ребенка

Как перестать кричать на ребенка

22.09.2016
6376
Психотерапевт Екатерина Блюхтерова: "Чем большее количество раз мы повторяем свою просьбу ребенку, тем больше себя "накручиваем". И вот однажды наше терпение заканчивается и мы начинаем кричать, топать ногами и шлёпать руками."

Метки: Воспитание,

Про детей, гаджеты и тех, кто их покупает

Про детей, гаджеты и тех, кто их покупает

03.09.2016
1985
Психолог Евгения Карлин: "Если альтернативой виртуальному общению вы предлагаете ребенку "живую" авторитарность, поучение и бесконечные требования, каким ему быть - ничего хорошего не выйдет: он обязательно улизнет в свою компьютерную нору".

Метки: Воспитание,

Что мы приобретаем благодаря отцу?

Что мы приобретаем благодаря отцу?

25.08.2016
3278
Мы часто встречаемся с тем, что отец номинально присутствует, но не выстраивает никаких эмоциональных отношений с ребенком. Отцы работают. Они очень заняты добыванием хлеба насущного. И всячески избегают эмоционального контакта со своими детьми.

Метки: Воспитание,

5 вещей, которые нужно сделать для ребенка прежде, чем его воспитывать

5 вещей, которые нужно сделать для ребенка прежде, чем его воспитывать

18.08.2016
2857
Психолог Юлия Гиппенрейтер: "Прежде чем отреагировать на очередной проступок сына или дочки, нужно понять, что за ним стоит: усталость, обида, раздражение, гнев или радость?"

Метки: Воспитание,

Полнота жизни и счастья приходит к нам через мать

Полнота жизни и счастья приходит к нам через мать

16.08.2016
29112
Практика показала, что именно те люди, которых любила мать безусловной любовью, любила и уважала в них их отца, в своей жизни могут быть счастливы и успешны. Принимая, любя и уважая себя, такие люди так же относятся к своим детям и к окружающим.

Метки: Воспитание,

Отпуск с детьми: кошмар или "мягкая перезагрузка" отношений

Отпуск с детьми: кошмар или "мягкая перезагрузка" отношений

14.08.2016
2564
Психотерапевт Натали Ваксман: "Родители часто ожидают, что смена обстановки положительно повлияет на отношения между членами семьи, не учитывая при этом что совместное пребывание в замкнутом пространстве будет почти круглосуточным, чего обычно не бывает дома, и, возможно, приведёт к обострению существующих скрытых, а иногда и прошлых, давно зарубцевавшаяся конфликтов."

Метки: Воспитание,

"Долгая молодость — побочный эффект родительской любви"

"Долгая молодость — побочный эффект родительской любви"

28.07.2016
2784
"Было время, когда я наивно думала, что к детям «когда-то» относились лучше, чем сейчас. Потом, немного поинтересовавшись вопросом, и ощутив некоторое шевеление волос на теле (от ужаса), решила, что очень здорово, и вообще повезло родиться в этой эпохе, а не в какой-нибудь предыдущей".

Метки: Воспитание,

Интервью недели

Нарциссизм: ужас золотой середины

Нарциссизм: ужас золотой середины

Мы привыкли ставить знак равенства между нарциссизмом, эгоизмом и самовлюбленностью, но все ли так просто?

Ирина Млодик

Психотерапевт

Поделиться

Метки

...