Отделиться от родителей. Cепарация

22 октября 2016
10570

Ирина Чеснова
Психолог

Тема сложных, запутанных, незавершенных отношений с родителями, как я поняла, для многих актуальна, поэтому сегодняшний текст – о сепарации, т.е. отделении от родителей.

Отделении не столько физическом и финансовом, с этим почти все как-то справляются, сколько психологическом. Ведь можно давно не жить вместе с мамой и папой (их самих может уже не быть в живых), но долгие годы находиться под влиянием их установок, оценок, суждений, действовать с оглядкой на них, вести с ними внутренний диалог, вновь и вновь пытаясь что-то доказать.

В свое время для меня большим открытием стала периодизация отношений с родителями, озвученная моей преподавательницей М.Е. Ланцбург.

1 этап: «Симбиоз со знаком плюс».

Это период от рождения до 10-12 лет – когда ребенок во всех смыслах зависит от родителей и находится в слиянии с ними. Мама и папа - самые значимые для него фигуры, их авторитет (пока) непререкаем.

2 этап: «Симбиоз со знаком минус».

Идеалы рушатся. Ребенок, уже подросток начинает сопротивляться прежней зависимости и все больше ориентируется на мнение сверстников. Начинаются претензии, растет недовольство и разочарованность родителями, которые уже не могут или отказываются удовлетворить растущие желания отпрыска (купить новый айфон, например).

Значение этого периода – в расставании с иллюзиями, в принятии мира со всеми его ограничениями, страданиями, несправедливостью. В понимании, что родитель – не бог, а всего лишь обычный человек со своими слабостями и недостатками.

В идеале, подросток должен сделать вывод, что детство – заканчивается, надо становиться более самостоятельным и взрослым, учиться отстаивать свое мнение, защищать то, что для тебя дорого и важно, поступать по-своему, нести за это ответственность и перестать что-то ждать от мамы и папы.

3 этап: Автономия.

Это и есть та самая свершившаяся сепарация, когда человек психологически отделяется от родительской семьи, начинает опираться на себя, рулит своей жизнью сам.

Когда он нашел свое уникальное, неповторимое «Я», выстроил границы и – самое главное – уже не зависит от суждений и эмоциональных реакций родителя. Не «ведется» на провокации, не лелеет свою обиду и не пытается оправдаться.

Отделившийся, сепарированный, ставший взрослым и зрелым «ребенок» уже не ждет, что родитель будет проявлять заботу и любовь, если он на них неспособен.

Это очень важно – осознать, что вас могут не любить. Отыгрывать на вас свои собственные травмы, реализовывать за ваш счет свои потребности. И не любить. У каждого человека – свои ресурсы. Кто-то не умеет петь, а кто-то не умеет быть мамой (папой).

Чтобы отделиться, надо сначала хорошенько объединиться, а затем и хорошенько повоевать – т.е. качественно пройти первые два этапа.

Однако до автономии редко кто доходит. Обычно люди застревают на каком-то этапе – либо «симбиозе +» (мама остается главным человеком всей жизни и основной эмоциональной привязанностью), либо «симбиозе –» (вечной конфронтации с родителями, попытках им что-то доказать).

Автономия же подразумевает не отношения ребенка и родителя и совершенно неважно, кто на самом деле ребенок, а кто родитель, сплошь и рядом происходит инверсия – когда дети с малых лет выполняют роль родителя по отношению к маме или папе. Она подразумевает отношения двух взрослых людей без эмоциональной зависимости.

Эмоциональная зависимость – это чрезмерная важность для тебя другого человека, сфокусированность на отношениях с ним, причем необязательно эти отношения приятны и доставляют удовлетворение. Это постоянная потребность в его присутствии (опять же необязательно наяву, а, например, во внутрипсихическом пространстве).

Это когда на тебя сильно влияют его настроения, слова, желания. Когда ты чувствуешь ответственность за его эмоциональное или физическое состояние. Когда «собираешь» его ожидания и пытаешься им соответствовать, угодить. Или наоборот, отстаиваешь право быть собой. Все время отстаиваешь. Борешься. Протестуешь. Споришь.

Отделиться от родителей. Cепарация.jpg

Что же в таком случае эмоциональная независимость?

Я уже приводила этот пример:

Допустим мама недовольна своей взрослой дочерью и критикует ее. Эмоционально зависимый «ребенок» будет испытывать стыд, вину или огрызаться в ответ, даже если прекрасно знает, что прав.

Эмоционально независимая дочь не будет чувствовать ни вину, ни возмущение. Она будет лишь сожалеть о том, что мама испытывает неприятные для нее самой эмоции. И все. При этом ее (дочери) собственный эмоциональный мир затронут не будет. Мамино недовольство не станет трагедией, не подтолкнет к каким-то действиям и не снизит самооценку.

Отделиться от родителей, ограничить их влияние и вмешательство в свою жизнь – не значит разрушать связи. Это значит «перезагрузить» свои отношения, наладить контакт «взрослый-взрослый» на основе взаимоуважения.

Признать, наконец, за собой право не соответствовать родительским ожиданиям, не отвечать за ситуацию в родительской семье, не отдавать им «долги», не ощущать себя виноватым. Но и позволить и родителю быть таким, какой он есть (был) – требовательным, критикующим, «неправильным», неидеальным.

Я («ребенок») - это я. Ты (родитель) – это ты. Мы самые близкие друг другу люди. Но мы уже отдельные (чувствовать свою отдельность от других людей – вообще очень полезный навык).

Тебе может что-то во мне или моей жизни не нравиться. Я могу на это «не нравится» не реагировать и жить своей головой. У каждого из нас – свой путь, свои ценности, свои решения и свое право на ошибки.

Мы не устраиваем боевых действий, не переходим границы, не считаем, что кто-то кому-то что-то должен. Мы не используем друг друга, чтобы заполнить внутреннюю пустоту и придать своей жизни смысл.

Мы радуемся тому, что мы друг у друга есть, такие, несовершенные, небезгрешные, но очень родные. Что мы живем, дышим и у нас есть еще время сказать, как мы благодарны друг другу, а если что не так – попросить прощения.

Безусловно, это процесс двусторонний. Ребенок отделяется и становится взрослым, родитель – отпускает и эту взрослость признает. Но даже если родитель не готов отпустить, достичь автономии возможно. Да, это большая, серьезная и трудная психологическая работа, но она может быть успешна.

Её итог: признать, согласиться с тем, что родители – те, которые есть (были), других не будет. Принять в родителях родителей, увидеть смысл в той маме и в том папе, которых дала природа. Поблагодарить их за жизнь и простить за ошибки.


В тот день, когда ребенок понимает, что все взрослые несовершенны, он становится подростком; в тот день, когда он прощает их, он становится взрослым; в тот день, когда он прощает себя, он становится мудрым (с).
Олден Нолан


Комментарии для сайта Cackle

Читать по теме:

Почему отец не любит своего ребенка

Почему отец не любит своего ребенка

10.01.2017
5744
Гештальт-терапевт Юлия Зиновьева: "В большинстве случаев игнорирование мужчиной общего ребенка, его чувств — это отзеркаливание отношения матери ребенка к его отцу. Матери не хочется этого слышать и с этим разбираться. Ей хочется уличать, обвинять, перевоспитывать, призывать к совести".

Метки: Детско-родительские отношения

Любовь к отцу: сценарий развития СУДЬБЫ вашей дочки

Любовь к отцу: сценарий развития СУДЬБЫ вашей дочки

30.12.2016
20487
По несчастью или к счастью, человек – абсолютно программируемое существо. За первые 7 лет, даже не 12, каждый из нас бессознательно программируется, а потом всю жизнь сознательно пытается перепрограммироваться. Не у всех получается. Особенно, когда неизвестно, что в первую очередь стоит менять.

Метки: Детско-родительские отношения

7 ранений дочери нелюбящей матери

7 ранений дочери нелюбящей матери

29.12.2016
19227
У дочерей, выросших с осознанием того, что их не любят, остаются эмоциональные раны, которые в значительной степени определяют их дальнейшие отношения и то, как они строят свою жизнь. Самое печальное, что иногда они не догадываются о причине и считают, что во всех проблемах виноваты они сами.

Метки: Детско-родительские отношения

Самурай и Эдип: семейная история

Самурай и Эдип: семейная история

27.12.2016
7636
Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Мой коллега попросил «посмотреть мальчика». Я сразу отказалась, потому что не работаю с детьми. Но коллега меня успокоил – «мальчику» было за 20 лет, и с ним все вроде в порядке, и к психологу он хотел попасть сам, но вот его папа очень озабочен одним деликатным вопросом – ни гей ли его сын?"

Метки: Детско-родительские отношения

Тяжелое детство

Тяжелое детство

24.12.2016
4510
Психолог Анна Кирьянова: "Современный подход снимает ответственность с человека. Перекладывает ее на родителей. И ухудшает отношения с этими родителями, превращая нормальное общение в поток обвинений и сладострастное накапливание мелочных обид."

Метки: Детско-родительские отношения

"Дочки-матери": работа над ошибками

"Дочки-матери": работа над ошибками

01.12.2016
4303
Гештальт-терапевт Тина Уласевич: "В соответствии с нашими культурными идеалами, матери положено быть нежной и любящей — и ее дочери тоже. Но у взрослой женщины возникает множество эмоций, далеко не всегда положительных, когда речь заходит о ее матери. Разговор лучше начать с самых распространенных ошибок в системе "мать-дочь". Эти ошибки лучше не допускать при воспитании своего ребенка".

Метки: Детско-родительские отношения

Хотите внуков — уйдите с пути сына!

Хотите внуков — уйдите с пути сына!

08.11.2016
6792
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Мне нередко звонят мамы и просят разрешения привести на консультацию сына. После объяснения, что я не работаю с детьми, неожиданно выясняется, что ребенку 25, 28, 30 лет… После предложения маме, чтобы позвонил и договорился о встрече сам «ребенок», обычно находится масса причин, почему он не может это сделать: занят, телефон у него сломался, боится".

Метки: Детско-родительские отношения

Случай из практики: фотография с сыном

Случай из практики: фотография с сыном

29.10.2016
1580
Олег молодой бизнесмен четыре года жил «гражданским» браком с женщиной младше себя на семь лет. Два года назад у них родился ребенок, сын – очень долгожданный для Олега. Малыш стал центром жизни отца. Все свободное время он проводил вместе с ним.

Метки: Детско-родительские отношения

«Грехи отцов»

«Грехи отцов»

23.10.2016
8442
Влияние отца на жизнь ребенка огромно, Фрейд недаром писал о множестве комплексов, которые связаны с образом отца. Отец обладает магической властью над судьбой ребенка, его слова и действия приобретают власть заклятия, становятся тем вектором, по которому развиваются события жизни потомства.

Метки: Детско-родительские отношения

Отцы и дочери

Отцы и дочери

02.10.2016
3775
«Мужчины всегда меня бросают». Эта установка характерна для женщины, чей отец когда-то ушёл из семьи, не объяснив дочери, что не бросает её, а расстаётся с её мамой. Если кроме того отец из-за разрыва с женой прерывает контакт с дочерью, это наносит девочке глубокую психологическую травму.

Метки: Детско-родительские отношения

Шизофреногенная мать

Шизофреногенная мать

29.08.2016
4299
Это тип матери, поведение которой может привести к шизофрении у ребенка. При этом сама мать, с точки зрения медицины – здорова. Часто это добрая и очень заботливая мать. Высокая тревожность заставляет ее все продумывать до мелочей. Своего ребенка она воспринимает как собственность, с которой можно делать все, что угодно.

Метки: Детско-родительские отношения

Проблемы отцов и детей

Проблемы отцов и детей

16.05.2016
9632
Одни и те же проблемы, недостатки, комплексы, трудности шествуют из поколения в поколение. Родители часто не хотят признать, что видят в детях свои же недостатки и недоработки. Хочется самому быть лучше, но декларируется обратное: чтобы дети превзошли родителей.

Метки: Детско-родительские отношения

Метки

...

Интервью недели

Что такое эмпатия, как давать советы и как научиться говорить нет

Что такое эмпатия, как давать советы и как научиться говорить нет

Почему непрошенные советы неэффективны, как реагировать на незнакомцев, которые комментируют вашу внешность, и зачем развивать в себе способность к эмпатии.

Вячеслав Москвичев

Психолог, нарративный практик

Поделиться