Оскорбительное поведение начальника

24 ноября 2015
1683

Начальники «едят» тех, кто не может за себя постоять: к таким выводам приходят авторы исследования, опубликованного в британском журнале «Труда и организационной психологии». В статье приводится в пример около 200 конфликтных ситуаций между подчиненными и руководителями различных профессиональных отраслей.

Эти выводы вызывают тревогу, однако едва ли с ними можно поспорить. Многие работники, имеющие некоторый стаж работы, наверняка подтвердят данное наблюдение.

Если работник имеет низкий уровень самооценки и самоуважения, не получает поддержки от коллег и ощущает неспособность контролировать ситуацию, то с большей долей вероятности он будет подвергаться агрессии со стороны руководства и вышестоящих сотрудников. Это могут быть придирки, обвинения и даже оскорбления. Плохой руководитель терроризирует самых слабых.

Стремление набрасываться на тех, кто не может за себя постоять, повышается, если руководитель сам попал в неприятную ситуацию. Однако даже в стрессовые периоды начальники нападают не на всех, а только на самых слабых сотрудников.

diavolo-veste-prada-1592x900.png

Служащий с заниженной самооценкой неспособен прямо дать отпор. Зато он начинает относиться к работе формально, перестает стараться, не интересуется делами коллектива и компании в целом.

Подобная ситуация на работе – порочная практика, которая никого не приводит к благополучному результату. Каждый участник мог бы изменить сценарий своего поведения, но не делает этого. Начальник продолжает «есть» слабого, жертва, все так же не способна дать отпор, и третьи лица, предпочитающие не вмешиваться.

    Если вы — босс

Если вы — босс, посмотрите на себя и скажите честно: не является ли ваше поведение вымещением зла на том, кто не может дать сдачу? Не превратилось ли подобное отношение к слабым членам команды в повседневную практику?

Осознать — значит сделать первый шаг в нужном направлении. Далее следует задуматься — какие существуют конструктивные способы решения проблемы? Как преодолеть собственное разочарование, не срываясь на подчиненных? А если вы осознаете, что причина разочарования лежит за пределами работы, то тем более подобные размышления пойдут вам на пользу.

Если вы беспокоитесь по поводу собственного неопределенного положения, то следует решать этот вопрос непосредственно со своим боссом, без срывов на подчиненных.

После этого стоит задуматься о судьбе слабого сотрудника. Вам ни к чему беспомощные люди. Увольте его или переведите в другой отдел. Если же этот работник является ценным кадром, обладает редкими навыками или нравится вашим клиентам, то имеет смысл его оставить, но помочь ему преуспеть — повысить его самоуважение и наладить взаимоотношения с коллегами.

Ваше поведение, интонации и слова по отношению к этому подчиненному дали понять другим сотрудникам, что этим человеком можно пренебрегать. Если вы попробуете проанализировать свое поведение, то, вероятнее всего, во время диалога вы отклоняетесь от него всем телом и не смотрите ему в глаза. Попробуйте теперь стать более доброжелательным в общении с ним, корректируйте понемногу свое поведение, язык тела, подбирайте слова. Будьте более открытым с ним.

  Если вы — жертва

Если вы терпите постоянные придирки своего босса, научитесь давать отпор. Кто страдает, но молчит и улыбается, провоцирует еще больше агрессии в свой адрес. Осознайте — скорее всего, ваш начальник сам испытывает стресс, то есть не вы виноваты в его поведении. Но поскольку вы никогда не даете сдачи, ему приятно отрываться на вас, выплескивая свой негатив.

Дайте понять начальнику, что больше не намерены быть козлом отпущения. Будьте вежливым, но твердым, например: «Думаю, мы можем с этим разобраться, без повышенных тонов» или «Все что мы обсуждали в среду, есть в моем отчете, который я вам отправил». Если требуется поддержка от коллег, то обратитесь к ним: «Павел, мы обсуждали этот подход, выскажи свое мнение тоже».

Чего точно не следует делать, так это работать спустя рукава. Да, с вами обходятся некрасиво, вас не уважают, но не стоит давать начальнику весомый повод для подобного отношения. Каждый раз, когда вам захочется отнестись к работе наплевательски, направьте этот поток энергии на полезное дело или плодотворный разговор.

  Если вы третье лицо

Если вы являетесь свидетелем деструктивных взаимоотношений между подчиненным и начальником, не стоит оставаться равнодушным. Начните действовать. Молча наблюдать, как издеваются над коллегой — это то же самое, что бездействовать, когда обижают ребенка. Как показала статистика исследования — унижают чаще всего тех, кто не имеет поддержки со стороны.

Помогите своему коллеге советом и поддержкой. Если вы полагаете, что он способен выправить свою репутацию, то подскажите ему, как этого достичь. Если босс нападает на подчиненного во время общего собрания, попробуйте его остановить. Например, если начальник не дает сказать слова и все время перебивает слабого коллегу, предложите его послушать: «Мне интересно мнение Маши». А если босс критикует и обвиняет, не стесняйтесь высказать несогласие.

Поделитесь своей уверенностью и репутацией с коллегой, и он сможет улучшить свою позицию в глазах начальника и коллектива.

Любой сможет изменить нездоровую обстановку в команде, если сам начнет вести себя иначе. Чтобы что-то изменить, нужна смелость — но дело этого стоит.  

Комментарии для сайта Cackle

Читать по теме:

Если вас уволили

Если вас уволили

15.02.2016
1178
Многие люди сами удерживают себя в стрессе, думая, что важно не успокоиться, а «решить проблему». Но для решения проблемы обычно нужно время, а вот работа мозга в стрессе нарушается очень быстро. Для сохранности психики важен каждый час.
Как врага сделать другом?

Как врага сделать другом?

20.11.2015
1330
Если вас когда-нибудь воспринимали в штыки, вы наверняка знаете, что эта вражда может привести к печальным последствиям как для собственной карьеры, так и для коллектива в целом.
Трудоголизм — это болезнь

Трудоголизм — это болезнь

20.10.2015
1165
Что такое трудоголизм? Причины, последствия, лечение и профилактика трудоголизма.

Интервью недели

Что такое эмпатия, как давать советы и как научиться говорить нет

Что такое эмпатия, как давать советы и как научиться говорить нет

Почему непрошенные советы неэффективны, как реагировать на незнакомцев, которые комментируют вашу внешность, и зачем развивать в себе способность к эмпатии.

Вячеслав Москвичев

Психолог, нарративный практик

Поделиться