О самом большом несчастии человека

22 апреля 2016
5347

Олег Сатов
Психолог

О неуверенности в себе

Что такое «неуверенность в себе»? Что такое «уверенность»? О чем это вообще?

Сейчас мы не говорим о строгом научном определении комплекса неполноценности, каким его описал Адлер. Попробуем разобраться с проблемой неуверенности в себе, какой мы ее наблюдаем своими собственными глазами.

И здесь не должно быть никаких сомнений и отговорок — чувство неуверенности, о котором мы здесь говорим, присуще всем без исключений. Все это про вас! И если кто-то открещивается, то только потому, что долгие годы искусного самообмана научили его путать верх с низом, а уверенность с полным ее отсутствием.

Начнем с того, каким образом неуверенность проявляет себя в жизни. Всем это хорошо знакомо:
  • общие сомнения в себе или непрошибаемая самоуверенность, 
  • избегание решений или слепое перепуганное безрассудство в их принятии, 
  • безответственность или гиперответственность, 
  • страх проявить свои желания или нарочитое самодурство, 
  • отказ от своей точки зрения или навязывание ее всем вокруг, 
  • инфантильная потребность в любви или жестокая бесчувственность, 
  • обидчивость или конфликтность… и все такое прочее. 
Вся бытовая (не клиническая) психопатология — это проявление неуверенности в себе.

Обратите внимание, что все проявления неуверенности в себе двуполярны, и именно здесь часто происходит первая и самая наивная ошибка в понимании нашей проблемы.

Неуверенность и самоуверенность — это одно и то же. За обеими крайностями стоит одно и то же чувство, отличается только способ психологической защиты от него.

Один человек проваливается в него и посыпает голову пеплом, избегая таким образом дальнейших тычков, другой делает все возможное, чтобы доказать, что никаких сомнений в себе у него нет, но пыл, с которым он это делает, выдает его с потрохами. Здесь все очевидно.

В сущности неуверенность в себе — это чувство неясной, но глубокой тревоги относительно своего места в жизни. Чувство, интуиция, неопределенное беспокойство, навязчивый вопрос, витающий в воздухе — тварь ли я дрожащая?

Возможно, вы называете это как-то по-своему, но оно точно у вас есть.

Если же вы искренне считаете, что к вам все это не имеет отношения, то одно из трех: либо вы напрочь лишены способности к саморефлексии, либо здорово себя задурили, либо вы не человек.

Неуверенность в себе лежит в сердцевине человеческого существа с того момента, как в нашей психической структуре образовалось штуковина, которую психологи называют «Эго». Эго и неуверенность в себе — это в сущности одно и то же.

Не бывает уверенной в себе личности, бывает только личность, хорошо защищенная от пугающей правды.

Для полноты картины можно сказать, что всякий раз, когда человек признается, что он тем или иным образом несчастен, будьте уверены — за этим стоят его сомнения в себе, его чувство неуверенности в собственной значимости.

Никакого другого несчастья не бывает — все человеческое горе вертится вокруг нашего «Я» и вопроса о его достоинстве.

о неуверенности в себе.jpg

Если посмотреть в лупу, можно сказать, что неуверенность в себе — это чувство диссонанса между позицией эгоистичного сознания, с первых лет жизни зараженного идеей собственной значимости, и той биологической правдой, что в масштабах планеты человек не более значим, чем мельчайший микроорганизм.

А если мы наберемся духу дать оценку человеческой значимости в масштабах вселенной, результат станет еще более очевиден и драматичен.

И вот теперь представьте, что будет происходить с человеком, который, с одной стороны, знает правду о своем положении в этом мире, а с другой — растет и воспитывается в обществе, где идея собственного достоинства считается высшей моральной ценностью, а погоня за социальным успехом является смыслом жизни?

Какого масштаба будет внутренний конфликт человека, если речь идет о психологическом делении раздутого эгоистичного достоинства на ноль? Не будет ли этот человек чувствовать себя слегка неуверенно?

Это и есть тот конфликт, который от начала времен точит человека изнутри, заставляя его совершать величайшие и ужаснейшие поступки.

Конфликт добра и зла, как и любое другое противостояние — не что иное, как отражение внутренней борьбы между правдой и ложью в душе каждого отдельного человека в нашем цивилизованном, но бессознательном обществе.

Можно ли исцелить этот конфликт? Давайте разбираться.
 

Традиционная медицина

Возвращаясь обратно на бытовой уровень понимания, посмотрим, что обычно подразумевается под неуверенностью в себе, что считается ее причинами, и каким образом предлагается достичь противоположного полюса — твердой убежденности в своем достоинстве.

Если обратиться к статьям из интернета, то мы увидим, что бытует стереотипное мнение, будто неуверенность — это противоестественное, болезненное состояние, приобретенное в течение сознательной жизни, и что от него можно и нужно вылечиться — обрести уверенность. А в качестве основного способа избавления предлагаются различные техники укрепляющие веру человека в собственную значимость.

Логика простая и понятная: если вера личности в свою уникальность, особенность и важность будет хорошо укреплена, это позволит человеку перебороть то тревожное чувство, которое ставит под сомнение всю его жизнь.

Другими словами, если кричать достаточно громко, то можно перекричать голос своего страха. И тогда ответом на вопрос о том, как обрести уверенность в себе, становится очевидная в своем безумии рекомендация — учитесь громче и самозабвеннее провозглашать свое «Я», свою важность, свое достоинство, и вы будете спасены.
  
Разумеется, можно встретить и другие рекомендации — более вдумчивые и толковые, но чтобы найти их среди вороха стереотипных журнальных советов, придется уже приложить определенные усилия.

Оно и понятно — призыв к более трезвому взгляду на себя, всегда проиграет в популярности советам полюбить свое отражение в зеркале.

Относительно здравый совет, который все-таки можно изредка встретить, — это осторожное предложение провести ревизию и скорректировать свою самооценку в соответствии с реальными достижениями. По сравнению с приведенной выше чушью, это практически революционное откровение.

Вместо того, чтобы убеждать себя в собственной значимости предлагается дать себе подзатыльник и посмотреть правде в глаза.

Можно было бы сказать, что это первые полшага к взрослению, но за этим следуют два полных шага назад.

Да, трезво оценивая свои достижения, человек снижает уровень своих личностных амбиций и начинает укреплять свою самооценку не аффирмациями, а реальными делами. Это делает его более осязаемым и обеспечивает какую-никакую почву под ногами.

Но вместе с этим у него закрепляется ложное убеждение, что уверенность в себе есть результат реальных достижений, и это ставит его в еще более опасное положение.

Переход от полностью надуманной самооценки к «реалистичной» решает только самый поверхностный слой настоящей проблемы. Даже не столько решает, сколько маскирует.

Ядро неуверенности в себе находится далеко за пределами сферы социальных оценок и отношений. Каковы бы ни были «реальные» достижения человека, это никоим образом не решает проблему изначальной неуверенности.

Хуже того, обезболивающий эффект и стабильная повторяемость результата, когда новые достижения становятся очередной и действенной дозой душевного анальгетика, становятся для человека настоящей западней — считая, что решение найдено, он перестает искать другой ответ.

Общим итогом подобного рода рекомендаций становится то, что дельта между реальной стоимостью, о которой человеку твердит настойчивый внутренний голос, и той ценой, которую он себе приписывает на уровне самоуговоров или социальных достижений, становится больше.

Конфликт между правдой и ложью усугубляется, и с каждым днем, потраченным на укрепление самооценки, требуется все больше энергии на убегание от себя и своих страхов. И так до полного душевного истощения…

 

Альтернативная медицина

Вылечиться от неуверенности в себе невозможно… точно так же, как нельзя выздороветь от здравомыслия, хотя департамент Кукушкиного Гнезда делает ради этого все возможное.

Тем не менее, традиционная медицина, от которой, как шутят, никто не уходит здоровым, иногда все-таки упускает пациентов из своих цепких лап. Спасает их то, что они понимают, куда попали, раньше, чем их дело и тело отправляются в службу утилизации биологических отходов.

И если нам удается ускользнуть от многочисленных доброжелателей, пока порох еще не совсем отсырел, мы оказываемся на территории серьезного психологического самоисследования и наконец-то переходим от беспощадного лечения к внимательному изучению проблемы.

Ранее мы предположили, что корень зла в ложном самомнении, противостоящем чувству интуитивного беспокойства относительно своего места в этом мире, и если это так, то именно сюда стоит направить основное внимание.

Самомнение — это многоуровневая система психологической защиты, которую мы выстраиваем снизу вверх и укрепляем в течение всей своей жизни.

Самый примитивный и легко наблюдаемый уровень обороны — это социальное самомнение, оценка своего достоинства в рамках нравственной системы координат.

Более глубокий и тонкий уровень — экзистенциальное самомнение, попытка определить и утвердить смысл своего существования.

Последний и едва различимый уровень можно условно назвать вселенским или духовным самомнением — провозглашение своей автономии от всеобщего океана бытия.
 

Социальное самомнение

Этот пласт должен быть хорошо известен всем, кто в изучении психологии заходил дальше чтения глянцевых журналов.

Первый полушаг в нужном направлении мы уже обсудили — переход в формировании самооценки от фантазий и сказок о себе к реальным измеримым достижениям. Простой иллюстрацией может быть различие между позициями «Я заслуживаю много денег» и «Я заслуживаю столько, сколько зарабатываю».

Переход от одной точки зрения к другой сопровождается уменьшением притязаний, и именно здесь мы получаем положительный эффект — уменьшение ложного личностного объема.

Но переход к реалистичной самооценке на уровне практических достижений — это слишком маленькая победа, чтобы это имело решающий смысл. Основная масса социального самомнения лежит в сфере нравственной состоятельности.

Отчасти это тоже проявляется через дела и поступки: если человек не делает ничего «плохого» и иногда делает «хорошее», то на практическом уровне его вроде бы можно считать «хорошим».

Но мы ведь знаем, что сдержать злой умысел — это не то же самое, что его не иметь, а сделать что-то показательно доброе — это не то же самое, что иметь добрые побуждения.

Поэтому следующий очевидный шаг в корректировке самооценки — это принятие в расчет не только реальных дел, но и реальных чувств и интенций.

Это то, чем занимается глубинная психология — схватка с Тенью и Персоной — с двумя основными самообманами, позволяющими человеку иметь ложную приукрашенную картину себя.

Работая на этом уровне, человек обнаруживает, что в глубине души он совсем не тот, каким привык себя видеть. Обнаружить у себя внутри своего личного мистера Хайда, зверя — это глубокое потрясение, после которого не так-то просто оправиться.

Но именно это знаменует первый шаг к настоящему взрослению — признание своей темной стороны, срывание ложных масок, семимильный шаг навстречу правде.

Эта работа, если она проделана искренне, имеет тот же самый эффект — девальвацию личности, уменьшение притязаний, и это масштабное поражение, будучи крайне болезненным, снижает напряжение на самом главном душевном фронте – в войне между ложью и правдой о самом себе.

С каждым таким победным отступлением человек утрачивает часть своего прежнего достоинства, своей важности, своей значительности. Но когда боль пройдет и пыль уляжется, человек обнаруживает, что странным образом ему стало легче дышать.

Терзавшее его чувство неуверенности в себе становится менее мучительным, а жизнь начинает играть новыми, доселе невиданными, красками. Поражение приводит к победе.

Но вместе с уменьшением границ, улучшается и обороноспособность психического государства, и следующий этап корректировки самомнения оказывается еще сложнее. Резкое уменьшение напряженности внутреннего конфликта закономерно приводит к снижению мотивации для продолжения самоисследования.

Многие так и застревают на этой стадии, считая, что это и есть вершина психологического развития. Взрослость, так и не становится Зрелостью. 

Экзистенциальное самомнение

Здесь игра становится более тонкой, но все еще остается доступной для простого понимания. Как и на социальном уровне, речь о ложных притязаниях, но теперь уже не в сфере достижений и нравственных оценок, а в том, какое значение всему этому придается.

Ценность прежних побед — все, что казалось незыблемо важным — вдруг оказывается под сомнением. Деньги, признание, отношения, борьба со злом, справедливость — что важно, а что нет? Где правда? В чем смысл?

Следуя за не покидающим его чувством тревоги, человек перестает довольствоваться готовыми ответами и впервые пытается ответить на все эти вопросы самостоятельно. И очень скоро он, словно бы просыпаясь, обнаруживает, что привычные его опоры в жизни висят в воздухе и не имеют под собой никаких оснований — чистая вера, полученная по наследству от своих родителей и учителей.

И первым, что оказывается под сомнением — это ценность социальных достижений, о которых мы говорили выше.

Деньги, успех, власть — все это имеет смысл в очень ограниченных пределах, точно так же, как искусное владение мячом имеет значение, только в рамках ИГРЫ в футбол.

Но в случае футбола мы всегда помним о том, что это всего лишь игра, а в случае погони за социальным успехом мы легко проваливаемся в иллюзию, что это один из неоспоримо важных аспектов бытия, перестаем видеть в этом развлечение и превращаем успешность в причину своего счастья или несчастья.

Проиграть в футбол печально, но это никогда не сделает человека несчастным — только слегка расстроенным. А поражение на социальном поле для некоторых становится поводом свести счеты с жизнью. Такова сила иллюзии.

Но это самая поверхность экзистенциальной проблемы. Легко понять и согласиться с тем, что материальные ценности и социальные победы преходящи и условны.

Первый урок философии, создающий ложное впечатление постигнутой мудрости. Гораздо сложнее сделать следующий шаг и признать сомнительную ценность того, что чаще всего противопоставляется материальному — человеческие отношения.

Дружба, семья, дети — вот что становится спасительным самообманом, когда лестница, ведущая к социальным вершинам, начинает шататься.

Вера в ценность человеческих отношений — это такой огромный смысловой пласт, что для большинства тех, кто прорвался сквозь иллюзию социального успеха, он оказывается непреодолим.

В сущности, это застревание на примитивном биологическом уровне, возведенное, однако, в высшую ценность человеческого бытия. Мощь этого убеждения и его обезболивающий эффект так велики, что позволяют прятаться от правды до самого конца… и человек тихо умирает с чувством отличника, хорошо выполнившего задание. Но с чего он взял, что задание было именно в этом?

Любовь, дружба, отношения — это всего лишь еще одна ширма. Никто не знает, в чем смысл нашей жизни, и это пугает людей до чертиков, ведь, не имея четких правил, невозможно определить себя и свое место в жизни.

Щит погони за успехом, который защищал от чувства неуверенности, выпадает из рук, и тогда семья и прочие аспекты человеческих отношений становятся удобным ответом, который легко проглотить и снова погрузиться в забытье.

Если же знакомство с горьким чувством собственной лживости на более ранних этапах работы не прошло даром, подноготная всех отношений, которые раньше казались священными, становится очевидной и пугающей, ведь единственная их цель — убегание от правды, от себя, от своих тревог и сомнений. И тогда, потеряв вместе с верой в отношения еще один большой кусок своей души, человек оказывается перед следующим препятствием.

Здесь мы подходим к вере в существование добра и зла, которая также оказывается всего лишь еще одной линией обороны. Природа этого щита уже не так очевидна. Дело здесь далеко не в том, есть ли на свете добро или зло, а в том, что человек берет на себя смелость судить о том, что есть что.

Происходит примерно то же самое, что и со смыслом жизни, которого никто не знает. Отказываясь смиряться с отсутствием ответа, мы искусственно придумываем свой собственный смысл и убеждаем себя, что это и есть ответ.

Но, если посмотреть внимательно, оказывается, что предложенный ответ не является результатом глубокого исследования вопроса, а преследует сугубо личную выгоду — новым смыслом жизни объявляется именно то, в чем нам легче и удобнее в дальнейшем самоутвердиться.

С добром и злом повторяется тот же самый маневр. Критериев истинного добра или истинного зла никто не знает, но если оглядеться вокруг, мы видим, что люди живут так, словно им эти критерии хорошо и доподлинно известны. Как так получается?

Срабатывает тот же фокус — мы выдумываем правила игры по своему произволу и в полном соответствии с принципом личной выгоды. Добром мы назначаем то, что нам выгодно считать таковым, — то, чему мы можем соответствовать безо всяких усилий.

А злом объявляется все то, что нам неудобно и не нравится в других людях, и с этого момента они становятся в наших глазах грешниками, хотя в действительности они всего лишь перешли нам дорогу. Добро и зло всегда было и будет предметом нашего эгоистичного произвола. Это ли не гордыня?

Стоит прикоснуться к этому осознанию, и весь мир вокруг начинает рушиться. Границы правильного и неправильного размывается, и человек оказывается подвешен в невесомости. Ответить на вопрос «Кто я есть?» становится практически невозможно, поскольку все прежние системы отчета утрачивают смысл.

Нет больше той линейки, по которой можно продолжать замерять собственную значимость, — все обман и условность. Человек обнаруживает свою сокрушительную ничтожность в масштабах человеческого бытия, и остается последняя лазейка — заставить себя поверить в новую вне-человеческую систему координат, которой часто становится та или иная форма духовности с ее спасительными бесконечными лабиринтами, позволяющими спрятать голову в песок самым надежным и изощренным способом.

Признав свое поражение на таком глубоком уровне, человек уже никогда не будет прежним. Кризис, связанный с утратой всех ориентиров, ставит человека на колени и сносит его личность практически до основания.

И здесь, почти полностью утратив себя, человек испытывает огромное облегчение, словно с него сняли мешок с кирпичами, который он таскал за собой всю жизнь. Человек достигает Зрелости, и конфликт между сомнением и самомнением снова исчезает из поля зрения, оставляя его в полной уверенности, что уж в этот раз проблема решена окончательно.

И это снова становится ловушкой. Если позволить себе удовлетвориться достигнутым результатом, когда личность практически уничтожена, но все еще жива и способна творить иллюзии, Зрелость никогда не станет Мудростью.
 

Духовное самомнение

Об этом этапе трансформации я говорить не очень-то уполномочен, поскольку далеко не уверен, что сам к нему хотя бы приближаюсь, поэтому пишу кратко и с жирной оговоркой, что это все только гипотеза. Beware!

Когда весь мир человеческих ценностей разрушен, остается еще как минимум пара-тройка ступеней, которые можно разглядеть и пройти, оставаясь в рамках обычного личностного восприятия — руины и фундамент личности, которые сохранились после отбушевавшего урагана. На этом уровне уже нет четкой последовательности открытий — все происходит одновременно.

Самое болезненное — это остатки личных привязанностей. Вкусы, предпочтения, надежды, мечты и прочие эмоциональные зацепки, которые еще позволяют личности сохранить свои очертания.

На этом уровне уже нет суждений о правильном или неправильном, остаются только свои субъективные оценки, которые, однако, удерживают почти исчезнувшую индивидуальность от полного растворения.

Другой рубеж — это живая еще убежденность в свободе воли и своей способности действовать автономно.

На концептуальном уровне не так уж трудно прийти к догадке о том, что личная воля — крайне сомнительное понятие. Но в зачет идет только прямое знание, которое приобретается, когда личность уже почти угасла и не может с прежней эффективностью поддерживать иллюзию своего участия в принятии решений.

Глюки «Матрицы», сквозь которые проглядывает устройство вселенского бытия, становятся все более очевидными, и слова о том, что на все воля Божья перестают казаться мистической чепухой, отнимая у едва живой личности последние крохи веры в свою автономность.

Еще одна плоскость и один из последних оплотов индивидуальности — это вера в ценность концептуального мышления и построенные на его основе «знания» о природе реальности.

Точно так же, как при внимательном рассмотрении разваливаются любые человеческие ценности, концептуальные представления рассеиваются, стоит на них взглянуть непредвзято и проследить до их истока — веры в наличие реальности как таковой. Исследуйте повнимательнее свое представление о том, что Земля круглая, и вы поймете, о чем речь.

Ключевая концепция и, вероятно, последний рубеж, за которым само понятие «личность» утрачивает всякий смысл, — это вера в существование границ между отдельными объектами и, самое главное, между объектом и субъектом.

Корень и сердцевина человеческого самомнения — претензия и полная убежденность в своей отдельности от всей остальной вселенной. Первичное противостояние и различение — «Я» и «Мир» — с которого начинается личность со всеми ее более примитивными амбициями.
 

Космический клубок

Итак, о чем это все? Метафорически, можно сказать, что мы рассматриваем историю о клубке ниток, который, обладая сознанием, оказался в затруднительном положении.

Где-то на глубоком уровне его шерстяной души, возникла пугающая догадка, что «клубок» — это не самостоятельное явление, а всего лишь форма существования ниток. И с тех пор он потерял покой, начал сомневаться в себе.
  
Другие клубки тоже сталкивались с подобной догадкой, но быстро нашли для себя успокоительную теорию, что если намотать на себя побольше ниток, то «клубковость» клубка становится очевиднее. И теперь они все, убегая от своего страха, соревнуются в том, кто намотает на себя больше ниток.

Но чем больше и толще они становятся, тем страшнее для них перспектива, что догадка окажется правдой.

Одно дело, потерять себя, когда ты маленький и легкий, и совсем другое — когда ты превратился в промышленную бобину и намотал на себя километры ниток. Поэтому гонка за нитками продолжается до бесконечности, пока бобина не оказывается заряженной во вселенский ткацкий станок, и истинная природа всякого клубка не становится беспощадно очевидной. Что остается, когда клубок разматывается до конца?

Говорят, что это не важно, как проживаешь свою жизнь — конец у всех один и тот же. Но можно все-таки предположить, что жизнь, прожитая в вечном ужасе и изнурительной погоне за новыми свершениями, — это не совсем та судьба, которую можно себе пожелать.

И вот наш клубок совершает рискованный шаг. Вместо того, чтобы наматывать на себя новые нитки, он начинает их разматывать…

С каждым витком и слоем он становится все меньше и легче. Идея о том, что очень важно быть настоящим клубком постепенно его покидает, и вместе с этим уходит и страх той правды, о которой ему когда-то подсказала интуиция.

Их место занимает новое, неведомое раньше, чувство доверия к жизни и тому процессу, который с ним происходит. Распутывание клубка продолжается, и в один поистине прекрасный момент нитка заканчивается… Догадка подтверждается — клубка больше нет, есть только нить.

Казалось бы, клубок исчез, умер, но если посмотреть внимательнее, то мы поймем, что клубка никогда и не было, а значит, некому было умирать. Клубок — лишь идея, фикция, эффект ниток намотанных друг на друга.

Все время была одна только нить, которая по неведомым причинам спутывается в клубок и запускает в нем процесс искусственного самосознания — пугливого, эгоистичного, озабоченного своей значимостью, но при этом довольно забавного.

А процесс разматывания возвращает все на свои места. Иллюзия или, точнее, эффект клубка растворяется, остается только исходная реальность, которая была еще до рождения и останется после смерти этой иллюзии.

И если теперь вернуться в человеческую реальность с нашей проблемой неуверенности в себе, то здесь мы увидим примерно те же самые процессы: общий для всех страх небытия и два пути, которыми можно попытаться с ним справиться.

Финал в обоих случаях более-менее один и тот же, разница только в том, как проходит отпущенное время с момента возникновения до момента растворения иллюзии.

Как мы видим, подход, исповедующий стратегию убегания от страха, распространен у нас гораздо шире. Может быть, потому, что он действительно лучше — вряд ли мы можем знать наверняка.

Более того, говорят, путь в обратном направлении — к распутыванию своих заблуждений — никто не выбирает по доброй воле, точно так же, как никто не выбирает по доброй воле самоубийство, чем, в сущности, и является процесс разматывания клубка.

То есть, речь не о том, что путь развенчания собственного Эго лучше и правильнее, чем путь его возвеличивания. Мы просто смотрим на ситуацию с более широкой перспективы и говорим, что есть иной вариант. И время от времени мы встречаем на своем пути людей, которые пошли этой дорогой.

И что интересно, именно эти странные люди производят на нас самое сильное впечатление — именно в них мы видим состояние покоя и равновесия, которым так хотели бы обладать. И именно в них мы обнаруживаем естественное безусильное воплощение всех идеалов человечности. Не странно ли?

Распутывая клубок своих сомнений, человек в какой-то момент забывает сами понятия уверенности и неуверенности в себе.

Их место занимает нечто новое — чувство доверия к себе, которое не имеет ничего общего с жалкими потугами личности утвердить свою значимость.

Как только усмиряются оголтелые личные амбиции, все посторонние страхи и беспокойства уходят сами собой, уступая место ясному пониманию, что в этом мире все в порядке, все на своих местах и все хорошо.

Это особое состояние доверия ко всей жизни в целом и к себе, как ее части, достигается только ценой полного отказа от чувства собственного достоинства. И эта ужасная перспектива — утрата всякого личного достоинства — вовсе не приводит человека к падению… только здесь и начинается его истинное возвышение.



Другие статьи автора:

Неуверенность в себе — это ваше заблуждение
Гордость и ничтожество — фундамент социальности
Что такое «жалость к себе» и откуда она берется?
Мужья и любовники — мужская психология
Чего хотят женщины?
Зачем мужчине женщина и семья?

Метки: Личность,

Комментарии для сайта Cackle

Читать по теме:

Самоценность – это то, насколько я считаю себя достойным уважения

Самоценность – это то, насколько я считаю себя достойным уважения

22.02.2017
1686
Елена Прудникова, гештальт-терапевт : "Бывает мы чувствуем себя «опустошенными», никого не хотим видеть, не верим ни во что хорошее и боимся себя. Это состояние низкой самоценности. Спрятаться от самого себя и спрятать свою низкую самоценность от других – вот первое желание в эти моменты."

Метки: Личность, Неуверенность в себе,

Эмоциональное здоровье - главная причина благополучия или 10 полезных привычек

Эмоциональное здоровье - главная причина благополучия или 10 полезных привычек

20.02.2017
5212
Врач-психотерапевт Максим Гончаров: "Эмоционально здоровые люди уверены в себе и довольны тем, кто они есть. Они имеют хорошее чувство собственного достоинства и веру в себя. Они ценят свое собственное мнение о себе гораздо больше, чем мнение кого-то другого. Они способны хорошо управляться со своим стрессом или имеют сильную приверженность тому, во что верят. Они обычно окружены другими людьми, которые рассматривают их как ресурс поддержки."

Метки: Личность, Управление эмоциями,

Я сам

Я сам

18.02.2017
5467
Психолог Михаил Лабковский: "Во время самодеятельной, такой кухонной психологизации проблемы: «У меня депрессия, потому что…», происходит подмена причины и следствия. Понимаете, вы плохо спите, пьете и депрессуете вовсе не из-за внешних причин! Причина всегда внутри, причина ВСЕГДА в нас самих. Погода плохая и поэтому у вас плохое настроение? Ерунда. Оно и в хорошую у вас плохое."

Метки: Депрессия, Зависимость, Личность,

За удовольствие ты будешь платить

За удовольствие ты будешь платить

10.02.2017
6239
Психолог Илья Латыпов: "День и ночь работающая женщина понимает, что жутко устала. Достает любимую книгу, начинает ее читать и не может расслабиться. Ее грызет мысль о том, что она тут расслабляется, а столько дел вокруг еще не переделанных."

Метки: Счастье, Личность, Глупость,

"Ненавижу! Ненавижу! Ненавижу!": работа с Теневыми аспектами личности

"Ненавижу! Ненавижу! Ненавижу!": работа с Теневыми аспектами личности

07.02.2017
8402
Гештальт-терапевт Тина Уласевич: "Когда мы испытываем сильные негативные эмоциональные эмоции: осуждаем, ненавидим, «бесимся», кричим на кого-то, мы, по сути, возмущаемся не кем-то, а самим собой. Из дословных цитат клиентов: «Я ненавижу самовлюбленных эгоистичных людей, которые кроме себя никого не замечают!»; «Я - женщина, и ненавижу женщин. Тех, что имеют богатых мужей, статус, тех, кому легко все дается. Содержанки и идиотки ! Им бы только меряться побрякушками и тряпками.Что они знают о настоящей жизни и реальных проблемах?!»"

Метки: Личность, Управление эмоциями,

Тропинки с своему глубинному «я»: как услышать себя?

Тропинки с своему глубинному «я»: как услышать себя?

06.02.2017
8567
Психолог Илья Шабшин: "У меня как у психолога для вас две новости: хорошая и плохая. Плохая новость: почти все ваши желания, мечты и цели – не ваши. Вы их откуда-то взяли и присвоили. Хорошая новость: можно научиться слышать себя, свой внутренний голос. Ниже я напишу несколько приемов, помогающих распознать, что же хочет ваше собственное «я»."

Метки: Личность, Смысл жизни,

Самоактуализация: как найти себя

Самоактуализация: как найти себя

27.01.2017
5178
Психолог Татьяна Ушакова: "Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть верны своей природе. Однако когда человек встает на путь познания себя, то сразу сталкивается с двумя главными препятствиями: потребностью в безопасности и потребностью в уважении. Именно они не позволяют двигаться вперед."

Метки: Мотивация, Уверенность, Личность, Смысл жизни,

Я не буду проще! Позволить себе быть сложной

Я не буду проще! Позволить себе быть сложной

24.01.2017
4420
«Будь проще!» – то и дело поучают советчики: чаще всего непрошеные. Их можно понять: чем ты проще, тем для них удобнее. Можно откликнуться на эти призывы, а можно позволить себе быть сложным и получать от жизни многоступенчатое, многослойное и многосоставное удовольствие.

Метки: Развитие личности, Личность, Женщины,

Что по почерку можно узнать о человеке

Что по почерку можно узнать о человеке

05.01.2017
16717
Психолог, графолог Светлана Коваленко: "Основными элементами анализа почерка является оценка трех зон буквы: оценка движения, наклона и направления штриха. Три зоны почерка легко соотносятся с тремя областями жизни человека. Верхняя зона раскрывает философские интересы. К ним относится религиозность, цели и планы, другие философские идеалы. Средняя зона..."

Метки: Личность,

Шерлок Холмс: социопат или депрессивный маньяк?

Шерлок Холмс: социопат или депрессивный маньяк?

04.01.2017
2319
Немало сломано копий в попытках понять загадочную душу величайшего и единственного в мире консультирующего детектива. Какими только диагнозами его не награждали: психопат, социопат, аутист, маньяк.

Метки: Личность,

Где искать себя?

Где искать себя?

16.11.2016
3959
Психолог Илья Латыпов: "На мой взгляд, безнадежное это дело – искать ответы на вопросы «как найти себя», «как найти какие-то увлечения» или «как найти энергию» - внутри себя самого. Там ничего нет. Наше «я» - пусто, и поэтому вопрос, обращенный к самому себе, возвращается отраженным эхом".

Метки: Личность,

Что вы говорите миру: как поменять табличку на груди?

Что вы говорите миру: как поменять табличку на груди?

12.11.2016
6209
Психолог Ольга Сирота: "Женщина вышла в мир и говорит: я собираюсь замуж, я жду встречи, я ищу его, я готова. Она даже накрашивается красиво, наряжается соответствующе и идёт в места скопления потенциальных женихов/будущих мужей. Но. Сколько бы она ни красилась и сколько бы ни наряжалась, всё не то и не так. Почему?"

Метки: Личность,

Речь отражает состояние ума

Речь отражает состояние ума

08.11.2016
5545
Заметьте, что чем больше в нас эгоизма, зависти, недоброжелательности, тем труднее нам говорить о ком-то тепло. Чем более грубая речь, тем менее мы гармоничны, поэтому тем более суровые уроки жизни получаем.

Метки: Личность,

"Мой Темный попутчик": работа с теневыми аспектами Личности

"Мой Темный попутчик": работа с теневыми аспектами Личности

04.11.2016
2060
Гештальт-терапевт Тина Уласевич: "Если человек отрицает наличие Тени, то в какой-то момент у него возникает жуткое ощущение того, что он живёт не своей жизнью. Что кто-то другой пользуется всем, за что платит сам человек. Что он проживает чужую жизнь, "задвинув" в Тень свою. Например: это мама хотела быть экономистом, а не дочь. Нарушать правила - необходимое условие взросления".

Метки: Личность,

Истоки человеческой лени

Истоки человеческой лени

15.10.2016
1845
В психологической практике я обратила внимание, что "лень" не случается просто так, только лишь из-за отсутствия силы воли. Часто лень оказывается симптомом, имеющим в своей основе разнообразные причины.

Метки: Личность,

6 печальных последствий высокого интеллекта

6 печальных последствий высокого интеллекта

03.10.2016
2074
По­че­му ино­гда ин­тел­лект может обер­нуть­ся про­кля­ти­ем. Воз­мож­но, вы ду­ма­е­те, что жизнь была бы проще, счаст­ли­вее и при­но­си­ла бы вам боль­ше удо­вле­тво­ре­ния, если бы ваш IQ был на несколь­ко пунк­тов выше. Но это да­ле­ко не так.

Метки: Личность,

Заниженная и завышенная самооценка

Заниженная и завышенная самооценка

13.09.2016
2255
Психолог Ирина Дражевская "В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: "Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой? Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе"

Метки: Личность,

Жизнь как бизнес

Жизнь как бизнес

06.09.2016
2465
Какой самый главный и глобальный бизнес-проект каждого из нас? Одна человеческая жизнь. В каком случае ее можно считать успешной? В единственном случае — когда человек умирает счастливым и здоровым. Желательно на выдохе. Есть понятие — душа успокоилась, сделала все что планировала — и ушла с последним выдохом.

Метки: Личность,

Дети как средство решения своих проблем

Дети как средство решения своих проблем

27.08.2016
1000
Ребенок, как способ исправить свои ошибки — тоже популярное явление. Ребенок используется, как возможность прожить жизнь заново и по-хорошему или доказать свою правоту всему миру. «Вот будут у меня дети — я их буду воспитывать по-другому», «Вот будет у меня ребенок, я его научу, как правильно жить».


Метки: Личность,

Как закрыть гештальт

Как закрыть гештальт

24.08.2016
35298
Многие знают выражение "незавершенный гештальт". Это похоже на зависшую компьютерную программу, которая мешает работать всему остальному. Самая большая засада с незавершенными гештальтами в том, что завершить многие из них просто так нельзя.

Метки: Личность,

Магия волос

Магия волос

07.08.2016
2112
Психолог Анна Кирьянова: "В некоторых случаях стрижка и даже обривание наголо считаются необходимым обрядом или действием. Психологи советуют постричься после перенесенной утраты, большого горя – в волосах скапливается память о негативном событии."


Метки: Личность,

Семилетние циклы жизни человека

Семилетние циклы жизни человека

03.08.2016
44537
Каждый цикл завершается кризисом, ведущим к следующему этапу.

Метки: Личность,

Критическое мышление

Критическое мышление

01.08.2016
1920
Психотерапевт Мария Кудрявцева: "Критическое мышление заставляет пересмотреть систему жизненных ценностей, увидеть новые пути решения поставленных задач. Оно необходимо потому, что жизнь меняется всё время и порой шаблонных решений ещё просто не существует, а «авторитеты» и сами пока не знают, что правильно, а что нет."

Метки: Личность,

Вред эгоизма

Вред эгоизма

26.07.2016
1800
Откровенные эгоисты всегда оказываются изгоями. Им нужно иметь очень много родительского наследства, чтобы позволить себе быть эгоистами и не оказываться изгоями, им придется отдавать деньги направо и налево, чтобы люди согласились потакать их эгоизму.

Метки: Личность,

Добро и зло

Добро и зло

23.07.2016
1242
Когда в книгах, фильмах или наших жизнях идет нескончаемая борьба добра со злом — это всегда борьба за собственную важность замаскированная искренней, но ложной верой в праведность одних и греховность других. Это то самое добро, которое и есть причина всякого зла.

Метки: Личность,

Везунчики и неудачники

Везунчики и неудачники

18.04.2016
2194
В чём разница между везунчиками и неудачниками? И почему к одним из них судьба благосклонна, а к другим – нет. Попробуем нарисовать портрет оного и другого типа и сопоставить, чтобы разобраться, «откуда ноги растут».

Метки: Личность,

Про трудности выбора и ответственность

Про трудности выбора и ответственность

06.04.2016
1299
Сидящий «на перекрестках, не выбирая ни одной дороги, потому что не может выбрать обе» – замечательно точный образ человека, неспособного принять решение.

Метки: Личность,

Гордость и ничтожество — фундамент социальности

Гордость и ничтожество — фундамент социальности

12.03.2016
3415
Жалость к себе и чувство собственной важности, как основа социальной жизни.

Метки: Личность,

Как полюбить других?

Как полюбить других?

13.10.2015
1329
Некоторым из нас сложно испытывать уважение к другим людям, не говоря уже о любви. Это происходит потому что мы носим с собой детские обиды и страхи, даже когда становимся взрослыми.

Метки: Личность,

Интервью недели

Как перестать быть жертвой, в чем вина наших родителей и как сделать детей счастливыми

Как перестать быть жертвой, в чем вина наших родителей и как сделать детей счастливыми

Известный психолог Михаил Лабковский очень четко может объяснить, чем отличаются здоровые люди от невротиков, и почему жить нужно, получая удовольствие.

Михаил Лабковский

Психолог

Поделиться

Метки

...