"Не бойтесь сбрасывать старую кожу"

16 октября 2016
3281

Геннадий Малейчук
Психолог, гештальт-терапевт

Психотерапия как процесс смены идентичности

Тема идентичности уже давно занимала мои мысли. Первоначально это было теоретическое исследование в рамках моей кандидатской диссертации. Впоследствии, работая с клиентами, я уже осмысливал этот феномен в своей психотерапевтической практике. Представляю читателю свои размышления на этот счет, освещенные, насколько смог, на доступном языке.

Когда нет тождества между тем,
 что есть на самом деле, и тем, 
как это проявляется внешне -  
тогда нет и подлинности.
Дериси О.


Что такое идентичность?

Кто Я, какой Я? Когда человек задает себе эти вопросы, это говорит о том, что он задумывается над своей идентичностью. В психологии существует целый ряд синонимичных понятий, обозначающий данный феномен – идентичность, Я-концепция, образ Я, самосознание, картина Я, персона. В самом общем определении идентичность понимается как совокупность представлений человека о своем Я.

Зачем нужна идентичность?

У человека мало инстинктов. Для того, чтобы ему жить в этом мире, необходимо приобретать личный опыт. Идентичность или образ Я – это также результат опыта познания самого себя. Человек живет и действует в этом мире согласно представлению о себе, своему образу себя.

Кроме того, идентичность дает возможность переживать человеку непрерывность своего Я. Если представить человека без идентичности, то это был бы человек, который каждое утро как бы рождался заново и не мог бы себя узнавать, глядя в зеркало.

Как она проявляется?

Для себя, прежде всего, в знании того, кто Я и какой Я.

Для других, идентичность – это тот образ Я, который человек демонстрирует, проявляет. Обычно про идентичность человек начинается задумываться тогда, когда у него начинаются проблемы с ней. 

Идентичность не дается человеку раз и навсегда, это в норме, динамический феномен, постоянно находящийся в уточнении и перестроении. Человек постоянно встречается с миром и другими людьми, которые отзеркаливают, отражают его, поставляют новую информацию о его действиях, поступках: «Ты – такой-то».

Эта информация служит источником для корректировки, уточнения человеком образа своего Я. В том же случае, если функция коррекции Я-образа «сломалась» происходит кризис идентичности.

Позволю себе следующую метафору идентичности, как кожи.

Представьте себе, что кожа не растет (как у змеи) вслед за ростом всего организма. Кожа одновременно позволяет сохранять форму и удерживает процесс роста. Идет время и человек вырастает из старой кожи и ее нужно менять. Если этого не делать, то кожа грубеет, становится панцирем, мешает росту.

не бойтесь сбрасывать старую кожу.jpg

Так и старая идентичность как панцирь удерживает человека от изменений. Так, человек, который держится за старую идентичность становится жестким, окаменевшим, теряет способность к гибкости, не в состоянии быть адекватным меняющемуся миру.

Вспоминается когда-то прочитанное высказывание Ф. Перлза о том, что люди с годами становятся похожи на поросшие мхом утесы, которые омывает река жизни.

Психотерапия, являясь проектом по изменению Я неизбежно затрагивает вопросы идентичности.

Человек приходит на психотерапию тогда, когда его образ своего Я или идентичность становится неадекватной реальности. Это происходит в силу того, что реальность все время изменяется, а человек иногда не успевает следовать за ней. И тогда человек ощущает это как наличие психологической проблемы.

Как формируется идентичность?

Важнейшим условием формирования идентичности является наличие Другого человека, не-Я. Лишь в контакте с другим Я возможно отражение и осознание собственного Я. Другой есть условие возникновения и существования для Я-идентичности.

Вместе с тем, Другой человек становится источником всех проблем с идентичностью. Когда мы сталкиваемся с проблемами в идентичности, то, как правило, выходим на самых близких людей – маму, папу, бабушку, дедушку.
Когда мама запихивает очередную ложку каши в рот сопротивляющегося ребенка, это нарушение его границ и одновременно их построение.

Таких людей, оказавших влияние на формирование Я-идентичности в психотерапии называют значимыми другими. Образ Я, идентичность создают близкие, значимые люди. Этот образ часто далек от Я и через него бывает непросто прорваться до себя подлинного. От способности значимых других быть чувствительными, любящими, отражающими зависит качество формирования идентичности.

Позволю себе небольшой исторический экскурс в то, как поменялась идентичность и вслед за этим цели терапии в связи с изменившейся социокультурной ситуацией.

Если человека прошлого века можно было назвать, пользуясь выражением Карен Хорни, «Невротическая личность нашего времени» (название одной из ее книг), то современный человек глубоко нарциссичен, а следовательно, эгоистичен.

Если ведущей ценностью советского человека было чувство «Мы», там не было «Я», индивидуальности, то сейчас Я навязчиво выдвинулось передний план. Если раньше в психической реальности человека был гипертрофированный образ Другого, и целью терапии была необходимость стать более независимым, автономным от его влияния, то сейчас Другого в психической реальности современного человека зачастую нет и целью терапии является его появление. Приведу краткое описание двух рассматриваемых типов личности. Назову их условно  «невротик» и «нарцисс».

Невротик

В картине мира невротически организованной личности мы видим гипертрофированно нагруженный образ другого человека. Для него мнение, оценка, отношение, суждения других становятся доминирующими. Его картина мира в целом центрирована на другом.

Он чувствительно присматривается, прислушивается к тому, что скажут, как посмотрят, что подумают другие, как в их зеркалах отразится его Я? Его самооценка напрямую зависит от оценки других людей и в связи с этим является неустойчивой.

Он подвержен сильному влиянию других людей, зависит от них. В силу гипертрофированной значимости другого, его образ сильно инвестироваван ожиданиями и, вследствие этого, проективно искажен. Контактируя с другим, невротик встречается не с реальным Другим, а с его идеализированным образом. Неудивительно, что такие «встречи» часто заканчиваются разочарованиями.

Нарцисс

В психической реальности человека с нарциссической организацией личности мы можем увидеть другого, как функцию для обслуживания потребностей Я.

Самой яркой особенностью картины мира нарциссической личности является девальвация другого вплоть до его полного обесценивания, его инструментальность. В отличие от невротика, центрированного на другом, нарциссическая личность эгоцентрирована – есть только я, другие лишь средства для Я.

При всем кажущемся различии двух рассматриваемых типов, при внимательном рассмотрении можно заметить одно существенное сходство. Что же общего в невротической и пограничной культуре? Ни там, ни там нет Другого.

При всей кажущейся важности Другого в психической реальности невротика, его (Другого), как ценности там нет. Другой нужен, но не важен. И в первом, и в другом случае он (Другой) нужен как объект, удовлетворяющий потребности Я, но не важен как человек, со своими потребностями, желаниями.

Какая может быть идентичность? (Процессуальные нарушения идентичности)

В результате моих теоретических исследований в последующем апробированных на практике были выделены следующие варианты нарушения идентичности:

1. Диффузная идентичность.

Образ Я при таком варианте нарушения идентичности неструктурированный, размытый. Человек плохо представляет и осознает кто он такой, какой он? Клиенты с диффузной идентичностью затрудняются говорить о качествах своего я и качествах других людей, дают им очень размытые характеристики. И в реальных отношениях границы между Я и Другим размыты.

Примером из литературного произведения является Аленушка - персонаж из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Содержание ее идентичности определяется ситуацией взаимодействия с другим персонажем сказки – Иванушкой.

То она выступает как мать, которая должна заботится о маленьком братце, то как жена, уговаривающая своего мужа не пить, то как сестра, спасающая братца-козленка от злой ведьмы.

В клинике примерами диффузной идентичности выступают истерические личности, неустойчивые личности. У лиц с диффузной идентичностью, как правило, в жизни проблемы с личными границами из-за сложности с принятием выражением агрессии, преобладающей эмоцией у них является обида.

2. Ригидная идентичность.

При таком варианте нарушения идентичности происходит нарушение баланса динамичности – статичности в сторону статичности.

Образ Я такого человека является чрезмерно статичным, ригидным. Как правило, такие люди идентифицируют себя с какими-то социальными ролями, которые становятся гипертрофированными, замещают собой все Я.

Особенно важным для них является следование неким правилам, принципам, приписываемым избранной роли.
Типичным примером этого варианта идентичности является главный герой фильма «Профессионал», сыгранный Бельмондо.

Профессиональный аспект идентичности стал основным для Я главного героя, и он оказался неспособным к творческой адаптации, что в итоге стоило ему жизни. Другим художественным примером является капитан Форестьер, герой одной из новелл С.Моэма, считавший себя джентльменом и организовавшим свою жизнь согласно принципам кодекса джентльмена, что также в итоге привело его к смерти.

В жизни таких людей можно описать как фанатиков. В клинике это параноидные и эпилептоидные личности.

Одним из видов ригидной идентичности является интроективная (преждевременная) идентичность. Люди с интроективной идентичностью преждевременно (неосознанно) сформировали свою идентичность «наглотавшись» интроектов не ассимилировав их.

При формировании такого варианта идентичности особенно велика роль значимых других, выступающих авторитетами для человека. Они решают за человека как ему жить, с кем жить, кем быть, что одевать и т.д.

Люди с интроективной идентичностью опутаны долженствованиями. Как правило, человеку необходимо много мужества, для того чтобы прорваться через толщу интроектов к собственному Я.

В клинике примером интроективной идентичности является невроз. Другой, его желания и потребности заменяют желания и потребности Я. Я в данном случае это другие, не Я.

Невозможности отделиться (отдифференцироваться) от другого становится основной жизненной проблемой такого человека, а ведущими переживаниями для таких людей становятся вина, стыд, предательство в случае нарушения запретов и попыток автономии.

3. Ситуативная идентичность.

Такой вариант идентичности представляет собой полярность вышеописанного (ригидного). Для него характерна чрезмерная динамичность и в силу этого нестабильностью образа Я. Люди с ситуативной идентичностью отличаются неустойчивостью образа Я, их идентичность определяется ситуацией, людьми с которыми они встречаются.

Другой становится условием определения и существования его идентичности. Такой человек в силу большой зависимости от другого, впадает в слияние с ним, организуя зависимые отношения. Ситуация, среда полностью определяет человека. В патологических случаях мы имеем дело с отсутствием Я как такового.

Художественным примером такого варианта идентичности является чеховская Душечка, чудесным образом менявшаяся в зависимости от тех людей, с которыми она жила. У нее отсутствовали собственные мысли, чувства, желания, потребности, намерения. Она мыслила чужими мыслями, чувствовала чужие чувства, желала чужие желания.

В клинике таких личностей называют созависимыми.

4. Фрагментарная идентичность.

При таком варианте нарушения идентичности образ Я оказывается разорванным, расщепленным. В человеке существует набор отдельных идентификаций несынтегрированных в систему, лишенных целостности. Отдельные идентичности (субличности) живут своей автономной жизнью.

Ярким художественным примером такого варианта идентичности является «двойник» Ф. Достоевского.
Такой вариант идентичности является следствием психической травмы. Клиническим примером такого нарушения идентичности является расстройство множественной личности, диссоциированные расстройства.

Самоидентичность

Для всех вариантов нарушения идентичности характерно потеря творческого приспособления к реальности Мира и к реальности своего Я. На одном полюсе нарушений идентичности человек теряет контакт с миром и его идентичность (образ Я) становится ригидным, а его поведение становится стереотипным и сценарным.

На другом полюсе, он теряет контакт со своим я и его идентичность определяется миром и другими, а его поведение и в целом жизнь становится всецело зависимой от ситуации и других людей.

Следовательно мы можем предположить, что для варианта здоровой (подлинной) идентичности (понимаю всю условность этого термина) будет свойственен хороший контакт с реальностью Мира (Другого), как не-Я и реальностью своего подлинного Я.

Умение быть чувствительным к этим двум реальностям, творчески балансировать на грани между Другим и Я, творчески приспосабливаться к этим двум реальностям – есть качества человека со здоровой идентичностью, парадоксально сочетающие в себе динамичность и статичность.

Каждый выбирает свой доступный ему способ построения идентичности. Для одного - это созидание, творчество, для другого - репродукция, воспроизведение, для третьего - разрушение.

Людей со здоровой идентичностью, способных быть в контакте с реальностью внешнего (мира людей) и внутреннего (мира своего Я) определяют как обладающих самоидентичностью.

Самоидентичность – переживание тождественности самому себе. Довольно сложно балансировать на грани двух реальностей, не сваливаясь ни в крайность отчуждения от себя, ни в другую крайность – отчуждения от мира.

Невротики и социопаты – примеры таких крайних вариантов фиксации на полюсах.

Давление внешнего мира весьма ощутимо и часто человек вынужден отказываться от реальности своего Я, предавать его, следуя правилам, нормам, установкам конкретного социума, предавая себя и создавая приемлемый, удобный для других образ своего Я.

Причины не быть собой

Назову наиболее существенные:
  • Страх. Безопаснее привычно предъявлять какую-то свою маску, приемлемый для других образ Я. 
  • Стыд. Стыд быть самим собой. Проще и безопаснее прятаться за принимаемый, удобный для других, принимаемый другими образ Я. 
Страх и стыд не позволяют человеку показать свое подлинное Я, проявиться. Страх и стыд останавливает, парализует: а вдруг отвергнут, не примут, обесценят? Страх и стыд удерживают человека в прежних ролях, масках, стереотипных, сценарных способах поведения.
  • Комфорт. Определенная идентичность удобна. Она дает ощущение уверенности. Определенность создает чувство безопасности – «Я такой-то, удобный для других и другие меня принимают и любят». 
Для других, раз и навсегда определенная идентичность человека, также удобна. Когда другой определен, понятен, тогда с ним становится спокойно и безопасно.

Для того чтобы предъявлять себя, выходить из зоны привычного для себя и удобного других образа Я необходимо мужество, преодоление страха, стыда и зоны комфорта.

Как встретиться со своим Я?

Через Другого.

Идентичность всегда появляется в контакте. Она рождается в контакте с Другим. И в этом плане каждая Встреча с Другим это возможность рождения идентичности. А для этого нужно мужество, способность к риску. А еще осторожность, неторопливость и внимательность к себе и другому и тогда есть шанс не проскочить себя и другого и встретиться «без масок».

Через осознавание своих чувств.

Чувства – маркер Я. Когда задаешь человеку вопрос о чувствах есть шанс встретится с ним реальным, а не с его образом.Через осознавание своих желаний и потребностей. Желания ближе всего к сущности Я, это всегда что-то про Я.

Но у человека с проблемами в идентичности с этим сложно. И с чувствами и с желаниями. И психотерапевту в сотый раз в разных вариациях приходиться расспрашивать у клиента о его чувствах, докапываться до его желаний. Тогда есть шанс «докопаться» до подлинного Я, скрытого под толстым слоем интроектов, правил, требований, ожиданий.

Помощниками в поиске себя могут стать здоровая агрессия и отвращение, способные протестировать и остановить экспансию со стороны других и установить границы и суверенитет своего Я.

Симптомы не встречи со своим Я

Наиболее типичные симптомы «потери» идентичности:
  • Депрессия, 
  • скука, 
  • апатия, 
  • переживание бесцельности жизни, 
  • отсутствия смысла жизни,
  • ощущение того, что живешь не свою жизнь, 
  • хронические болезни. 
И в этом плане кризис идентичности, как понимание того, что что-то в твоей жизни не так, при адекватном подходе становится шансом встретится с собой и обрести подлинную идентичность.

Психотерапия – это пространство, где Встреча с собой, своим Я, становится возможной. Благодаря контакту с терапевтом, как Другим, обладающему качествами чувствительности, внимательности, зеркальности клиент может осознать построить и свою подлинную идентичность.


Метки: Психотерапия,

Комментарии для сайта Cackle

Читать по теме:

В кабинете психотерапевта

В кабинете психотерапевта

19.01.2017
2060
Психотерапевт Алла Далит: "Мила выросла в атмосфере страха и боли, который мама прикрыла язвительностью и сварливостью. Она не слышала ни одного доброго слова о своем отце, да, впрочем, и мало о каком мужчине, при том, что мама регулярно очаровывалась и вляпывалась в короткие романы с одинаковым концом."

Метки: Психотерапия, Случаи из практики психотерапии,

Психотерапия онлайн: в каких случаях эффективна?

Психотерапия онлайн: в каких случаях эффективна?

15.01.2017
1031
Психолог Анна Кузнецова: "Онлайн-терапия востребована при панических и других тревожных расстройствах, депрессии, семейных проблемах, сексуальных нарушениях, психосоматических заболеваниях, а также при широком круге психологических проблем: неуверенности в себе, трудностях в общении и т.д.

Метки: Психотерапия,

"Люди, которые играют в игры" — краткое изложение

"Люди, которые играют в игры" — краткое изложение

26.12.2016
5973
Свой бестселлер "Люди, которые играют в игры" Эрик Берн начинает с описания своей главной концепции: транзактного анализа. Суть этой концепции заключается в том, что каждый человек в любой период времени находится в одном из трех Эго-состояний: Родителя, Ребенка или Взрослого. Задача каждого из нас — добиться доминирования в нашем поведении Эго-состояния Взрослого. Именно тогда можно говорить о зрелости личности.

Метки: Психотерапия,

Немного психотерапевтического абсурда

Немного психотерапевтического абсурда

26.12.2016
4588
Психолог Илья Латыпов: "Наша жизнь полна абсурда. Иногда он становится явным во время психотерапевтических сессий, когда психолог и клиент вдруг осознают нелепость или забавность того, чего же хочет сам клиент".

Метки: Психотерапия,

Принцип непривязанности: нет привязанности – нет страданий

Принцип непривязанности: нет привязанности – нет страданий

23.12.2016
4282
Психотерапевт Николай Линде: "Основой привязанности являются капиталовложения. Это справедливо не только для любви, но и для карьеры, богатства, амбиций, славы, конкретных достижений и т.д. Делать капиталовложения в любимого человека необходимо, но одновременно рискованно. Не вложишь ничего – не получишь счастья. Вложишь все и потеряешь – почувствуешь крушение жизни".

Метки: Психотерапия,

Как убедить близкого человека пойти к психологу

Как убедить близкого человека пойти к психологу

08.12.2016
1460
Психотерапевт Адриана Имж: "Первое, что вы можете сделать, чтобы убедить близкого отправиться на терапию, — пойти на нее самому и получить результат. Именно поэтому психоанализ распространился в свое время как пожар: он давал людям ответы на актуальные для них в тот момент вопросы".

Метки: Психотерапия,

Психотерапевтическая ценность сказок

Психотерапевтическая ценность сказок

29.11.2016
1695
Аналитический психолог Элина Боженко: "Сказки содержат в себе ту основу, которая является своего рода скелетом нашей психики, некой универсальной ее структурой, сходной у всех людей. Во время проживания сказок мы одновременно и разные люди со своей особой историей, и одинаковые люди, которые подчиняются единой логике психического процесса. Этот процесс можно было бы сравнить с экскурсионным маршрутом".

Метки: Психотерапия,

В чем гениальность Фрейда: о разнице между консультированием и психотерапией

В чем гениальность Фрейда: о разнице между консультированием и психотерапией

11.11.2016
6864
Психоаналитический психотерапевт Мария Долгополова: "З.Фрейд — психолог, имя которого слышали практически все. Но чем собственно он велик? И почему именно его открытия считают столь глобальными? Одно открытие выводит его за пределы области психологии."

Метки: Психотерапия,

Психодрама как способ преодоления трудностей в семье

Психодрама как способ преодоления трудностей в семье

11.11.2016
1534
Главная движущая сила психодрамы – энергия спонтанности. Символическое пространство психодрамы – место встречи воображаемого и реального мира. Создатель метода определил философию психодрамы так: "Не рассказывайте, что с Вами произошло. Покажите, как это было".

Метки: Психотерапия,

Метод Пеннебейкера: всего три дня на то, чтобы стало лучше

Метод Пеннебейкера: всего три дня на то, чтобы стало лучше

10.11.2016
8823
Более 40 лет Пеннебейкер работал над тем, как с помощью письма облегчить переживание тяжелых эмоций. Его метод эмоционального письма стал известен во всем мире и помог множеству людей.

Метки: Психотерапия,

13 "тяжелых" случаев, когда психолог не поможет

13 "тяжелых" случаев, когда психолог не поможет

06.11.2016
36056
Психолог Олег Колмычок: "Многие, записываясь к психологу, даже и не подозревают, что их деньги, время и силы будут выброшены на ветер. Уж слишком тяжёлый случай они предъявляют. Психолог – не всемогущий бог. Он, скорее всего не поможет вам избавиться от проблемы, если ваш случай из этого списка".

Метки: Психотерапия,

Чего ожидать от парной психотерапии?

Чего ожидать от парной психотерапии?

02.11.2016
691
Клинический психолог, психотерапевт Константин Ягнюк: "Когда ссоры начинают превалировать в эмоциональной жизни пары, а обмен позитивными эмоциями практически сходит на нет, кто-то может предложить попробовать сходить к парному психотерапевту. Хотя разумнее не запускать ситуацию и обращаться при первых явных признаках неблагополучия и отчуждения, в большинстве случаев пара оказывается у психотерапевта, когда проблема превратилась в непосильную ношу и привела к серьезному кризису".

Метки: Психотерапия,

Хорошие признаки при работе с психотерапевтом

Хорошие признаки при работе с психотерапевтом

19.10.2016
1719
Многочисленные исследования эффективности психотерапии показывает, что любая консультативная и психотерапевтическая работа строится прежде всего на таком непредсказуемом и важном факторе как клиент-терапевтические отношения. Как и любые другие отношения они могут переживать взлеты и падения, споры и напряжения.

Метки: Психотерапия,

О непрофессионализме некоторых психологов

О непрофессионализме некоторых психологов

03.06.2016
4130
Психоаналитик Кирилл Крыжановский: «Идея высказаться о проблеме появилась после того, как прочел статью Как отучить мужа пить. Не согласился с ней и решил выразить свое несогласие в виде собственной статьи».

Метки: Психотерапия,

Добро и зло психотерапии

Добро и зло психотерапии

27.05.2016
5855
Пациенты психотерапии подразделяются на две группы. Первым достаточно снять несколько наиболее острых конфликтов, чтобы продолжить затем наслаждаться положительными аспектами своей болезни. Вторые же чувствуют, что с этим миром в целом что-то не так и задают вопросы куда более глубокие. Одна из больших ловушек психотерапии состоит в том, что нельзя пациентов одного типа лечить от болезней другого типа.

Метки: Психотерапия,

Психоанализ: зачем, кому и когда это нужно?

Психоанализ: зачем, кому и когда это нужно?

12.05.2016
4049
Если человек никогда не соперничал, не боролся, не дрался, он не поймет, что такое радость битвы, не поймет насколько свободней и легче жить и дышать, когда ты можешь позволить себе рассердиться.  

Метки: Психотерапия,

Сколько стоит хороший психолог?

Сколько стоит хороший психолог?

26.04.2016
5529
Терапевт с многолетней практикой, уверенно и стабильно работающий, имеющий в резюме случаи с положительной динамикой, не станет работать бесплатно или за 3 копейки. А если станет, то большой вопрос, что с ним не так. И тот ли он, за кого себя выдает?

Метки: Психотерапия,

Как распрощаться с проблемами в жизни? Случай из практики психотерапевта

Как распрощаться с проблемами в жизни? Случай из практики психотерапевта

25.03.2016
2565
Описанный практический случай работы семейного психотерапевта, Елены Глозман, основанный на использовании метода EMDR (ДПДГ) терапии (движение глаз) в случае повторяющегося негативного сценария в жизни клиента.

Метки: Психотерапия,

Как работает психотерапия?

Как работает психотерапия?

27.02.2016
3484
Если вы недовольны собой и жизнью, не удовлетворены отношениями с близкими, понимаете, что раз за разом проживаете одни и те же внутренние сценарии, приводящие к страданиям, а изменить их в одиночку не получается, это повод обратиться за помощью к психотерапевту.

Метки: Психотерапия,

Интервью недели

Что такое эмпатия, как давать советы и как научиться говорить нет

Что такое эмпатия, как давать советы и как научиться говорить нет

Почему непрошенные советы неэффективны, как реагировать на незнакомцев, которые комментируют вашу внешность, и зачем развивать в себе способность к эмпатии.

Вячеслав Москвичев

Психолог, нарративный практик

Поделиться

Метки

...