Мертвая царевна в сказке и жизни

10 сентября 2016
5372

Геннадий Малейчук
Психолог, гештальт-терапевт

Предметом моего исследования стала известная сказка А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". У сказки, как и у любого произведения, есть много фокусов анализа. Я в своей статье рассмотрю лишь психологический ракурс и сфокусируюсь на особенностях отношений главных героев и их структуре личности. На мой взгляд, это одна из сказок, в которой описываются типичные отношения между матерью и дочкой. Эта тема довольно часто встречается и в других сказках. Схожие мотивы обнаруживаются в сказке "Белоснежка и семь гномов", "Десятое королевство" и др. Фокусом моего внимания в данной статье станут отношения мачехи (Царицы) и царской дочки (Царевны).

Не буду повторять сюжет, он всем известен. События сказки происходят довольно быстро до того момента, когда в царской семье подросла Царевна. С этого момента начинается подробное описание жизни героев и их взаимодействие. Центральными фигурами становятся Царица и ее падчерица Царевна и отношения между ними.

Итак, девочка созрела:

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.

Подросшая девушка нуждается в подтверждении своей формирующейся женственности от значимых объектов - матери и отца. У матери и отца на этом этапе отношений с дочерью есть свои родительские задачи.

Задача отца - заметить, восхититься и очароваться красотой дочки-девушки и при этом не соблазниться. Очень важно пробалансировать на этой грани и не скатиться либо к полюсу отчуждения, либо к полюсу чрезмерного сближения с нарушением границ. Второй полюс представляется более опасным. Психологическая незрелость отца может быть причиной инцеста (символического либо реального) и привести к серьезным последствиям в психическом и личностном развитии дочери.

Но это фабула не нашей сказки, следовательно, не нашей статьи. Царь-отец, по всей видимости, справился со своей отцовской функцией на этом этапе отношений со своей дочерью.

Задача матери - принять формирующуюся красоту и женственность своей дочери и признать, что она (дочь) "милее, румяней и белее..." матери.
Подарок подрастающей девушке от матери - признание ее женской идентичности. Однако, это может сделать только мать со сформировавшейся устойчивой идентичностью "Я-женщина".

Далеко не каждая мать является таковой в реальной жизни. Инфантильная, психологически незрелая мать с несформировавшейся женской идентичностью сама нуждается в подтверждении своей неустойчивой самооценки и вынуждена рассматривать любой появляющийся в ее поле объект как повод для сравнения и конкуренции. В том числе и подрастающую дочь. Таковой является и Царица в анализируемой сказке.

В сказке эта невозможность отражается через усиление - мать не родная, а мачеха. Замена матери на мачеху - достаточно частый прием, используемый во многих сказках. Этим подчеркивается "психологическая неполноценность", несостоятельность матери, ее неспособность исполнять полноценно свои материнские функции.

Этого не может сделать Царица в нашей анализируемой сказке - мачеха дочери-царевны. Она, в силу своих личностных особенностей, не в состоянии передать такой подарок подрастающей Царевне. И ее яблоки отравленные.
В мачехе-царице угадывается нарциссичесая структура личности. Несмотря на ее реальную красоту и ум

Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;

Царица не является самодостаточной и уверенной в себе женщиной

Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

Она постоянно нуждается в поддтверждении своей неустойчивой самооценки

"Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?"

В качестве подтверждения ее женской идентичности она регулярно обращается к Зеркальцу, как сэлф-объекту, значимому для Царицы

Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,

Зеркальце не простое, а волшебное. В чем суть его волшебства? В сказке волшебство зеркальца проявляется в том, что оно может разговаривать. Думаю важнее здесь то, что зеркальце живое. Живое, то есть имеющее собственную волю, обладающее собственной активностью, а не пассивно отражающее все что в него попадает.

Увидеть себя в живом зеркале значит посмотреть на себя глазами Другого. Потому что, когда мы смотрим на себя в обычное зеркало, мы не имеем избытка видения. М. Бахтин говорит, что человек испытывает перед зеркалом ложь и фальшь, потому что, находясь перед зеркалом, он хочет посмотреть на себя глазами Другого, но ничего, кроме удвоения своего собственного лица, в зеркале он не видит. Он не видит эмоционально-волевой реакции на себя со стороны другого человека, он видит только свои-чужие глаза, которые отражаются в этом зеркале.

Лишь глядя в глаза Другого (в данном случае живого зеркала) мы видим себя глазами Другого. Эти глаза могут быть дружелюбны, ласковы, приветливы или, наоборот, подозрительны, ненавидеть нас, смотреть на нас с плохо скрываемым презрением. Никакой подобной реакции в зеркале мы, естественно, увидеть не можем, и получается ситуация двойника.

Царица регулярно обращается к зеркальцу с целью подтверждения своей неустойчивой женской идентичности.

"Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
И ей зеркальце в ответ:
"Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее".

Получив очередную порцию признания собственной женской привлекательности от значимого объекта, царица впадает в грандиозный нарциссический полюс:

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Однако время неумолимо идет - царица начинает терять свою прежнюю красоту, а подрастающая Царевна становится краше с каждым днем. Красота и молодость падчерицы являются немым укором, символизирующим неумолимость времени и его последствий - красота и молодость Царицы не вечны. Это вызывает у нее чувства ревности и зависти и актуализирует конкуренцию с Царевной. И однажды привычно обратившись к зеркалу она не услышала от него слов подтверждения своей несравненной красоты.

На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
"Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?"
Что же зеркальце в ответ?
"Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее".

Этот момент является сложным в жизни каждой женщины. Красота и молодость подрастающей дочери является свидетельством неизбежного увядания и старости ее матери. К дочери появляются противоречивые чувства любви-ненависти.

Не получив привычное подтверждение собственного превосходства, царица в ярости бросается на сэлф-объект.

Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.

И впадает в нарциссическую ярость

Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!

Не желая принимать реальность происходящего, Царица в качестве психологической защиты использует непринятие реальности и обесценивание. Она обвиняет зеркало во лжи:

"Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.

Далее следует обесценивающий текст в отношении своей падчерицы:

Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.

Не получив признания своей женственности от матери, девушки-дочери в сказках и в жизни вынуждены искать его у других объектов. И часто для этого им приходиться пройти через бесчисленное множество богатырей, гномов и пр. для того чтобы встретиться со своей женской идентичностью.

Получив отравленной яблоко в сказке (символически означая неполучение подтверждения своей женственности), царевна умирает. Но ее смерть, даже в сказке не является буквальной.

Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.

По сути, речь идет о психологической смерти - как неспособности полноценно жить и утверждаться в своей женственности.

Однако, ее жених - королевич Елисей - совершает ряд усилий для спасения своей невесты. И получив поцелуй от любимого, царевна оживает, просыпается от долгого сна.

И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба...
Ах!.. и зарыдали оба.

В сказках с помощью этого (поцелуй любимого) часто удается вернуть к жизни "условно мертвых" девиц. До этого, ее избраннику приходится преодолевать многие препятствия и совершать бесчисленные подвиги.

В реальной же жизни далеко не каждый королевич Елисей (Иван-Царевич и т.д.) способен на такие подвиги с целью оживления мертвых царевен. Да и не их это дело, как мне кажется. В сказке царевичи, а в жизни мужья, поступая таким образом, выполняют несвойственные им функции, подчищая родительские ошибки. И далеко не всегда и не всем удается расколдовать свою мертвую суженную. Да и не мужское это дело. Ведь проклятье наложено другим (матерью).

Однако "колдовство" матери односторонне. Она может заколдовать дочь, но не в состоянии расколдовать ее. Думаю, что в том случае, когда мать не в состоянии отменить свое колдовство, это могут сделать другая значимая для девушки женщина (в сказках в этой роли часто фигурирует добрая фея-крестная), либо это может произойти посредством обряда женской инициации. К сожалению, в современном мире инициации (женские и мужские) чрезмерно упростились и формализовались и перестали выполнять свои изначально заложенные в них функции.

В реальной жизни такой феей крестной может стать психолог.

Вернемся к нашей истории. Не выдержав сравнения не свою пользу, царица получает нарциссическсую травму и впадает в противоположный полюс - ничтожности с нарциссической депрессией. В сказке этот факт преувеличивается до реальной смерти последней.

Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.

А царицу, несмотря на ее мерзкий характер и неприглядные поступки жаль. Если смотреть глубже, то мы увидим, что в данном случае речь идет о женщинах-матерях, которые сами не получили от своих родителей необходимого принятия-признания-любви и не в состоянии передать ее "по наследству", так как сами являются психологически мертвыми и вынуждены постоянно искать их любой ценой для того, чтобы почувствовать себя живыми. Для этого они вынуждены использовать в качестве нарциссической подпитки близких людей, в том числе своих дочерей.

И теоретически им можно помочь. Но в реальности есть много препятствий - неосознавание своих проблем, как проблем психологических, непринятие своей ответственности в воздействии на близких, нежелание что-то менять в своей жизни.

Что делать? Терапевтические размышления

Несомненно, что описанный в тексте период является кризисным для женщины-Царицы. С разной степенью осознанности ей приходится встречаться с переживаниями неумолимости времени и неизбежности собственных изменений под влиянием его непрерывного течения. У женщины, вступившей в этот период жизни, возникает несоответствие между образом Я (идентичностью) и теми телесными и социальные изменениями, с которыми она неизбежно сталкивается. Ее образ Я отстает от реальности, не успевает так быстро перестроиться. Такого рода кризисы в психологии называются кризисами идентичности.

И в этом нет ничего страшного и опасного, если не игнорировать «вызовы реальности», а встретиться с ними, осознать их, прожить и измениться. Кризисы идентичности всегда связаны с качественной и глубокой ревизией и перестройкой личности – ее ценностей, смыслов, корректировкой жизненных целей и задач. Безусловно, лучше это делать с помощью специалиста, но, тем не менее, обладая навыками самоанализа и определенным уровнем рефлексивности, а также при поддержке близких людей можно успешно преодолеть самому этот непростой период в жизни.

Вот некоторые советы для этого:
  • Не закрывайте глаза на происходящие изменения в своей жизни, принять их как данность, неизбежность и «нормальность»;
  • Примите с достоинством и мужеством факт созревания своей дочери и увядания собственной красоты как неизбежной данности жизни;
  • Не рассматривайте свою подрастающую дочь как объект для сравнения и конкуренции, не завидовать ей, радоваться ее расцветающей женственности и красоте;
  • Учитесь находить достоинства и прелести своего возраста. Телесная красота не единственное достоинство женщины;
  • Пересмотрите и осознайте систему ценностей и смыслов своей жизни;
  • Наметьте новые цели и жизненные задачи в соответствии с изменившимися ценностями и смыслами.
Важно помнить, что возрастные кризисы жизни – это точки роста для человека, не закрывающего глаза на реальность происходящих изменений. Осознание и принятие «вызовов» реальности позволят ему уточнить и скорректировать образ Я, найти в нем ресурсы и источники для радости.

P.S. Надеюсь, моя статья будет откровением не только для психологически "мертвых" царевен, но и для их матерей - "мертвых" Цариц.

Метки: Материнство,

Комментарии для сайта Cackle

Читать по теме:

Мать, про которую говорить запрещено

Мать, про которую говорить запрещено

02.11.2016
8077
Гештальт-терапевт Ольга Синевич: "Жестокая и отвергающая мать может нанести меньше вреда, чем чересчур заботливая и оберегающая, и хронически тревожащаяся. Потому что жестокая мать не маскирует свои агрессивные и убивающие тенденции под заботу и любовь".

Метки: Материнство,

Абортированные дети и выкидыши

Абортированные дети и выкидыши

29.09.2016
2537
Тема абортов и выкидышей – всегда болезненный и весьма деликатный момент в работе. Однако, сложно не признать тот факт, что сознательно, а, зачастую, бессознательно они оказывают сильное влияние на жизнь мамы, ее будущих детей и всей семьи в целом.

Метки: Материнство,

Мать и дочь. Противоречивый диалог длиною в жизнь

Мать и дочь. Противоречивый диалог длиною в жизнь

17.09.2016
3071
Тема "дочки-матери" – одна из важнейших для каждой женщины. Несмотря на тысячи книг и публикаций, это вопрос, который возникает снова и снова, сопровождаемый самыми разными чувствами: от любви и нежности, до чувства вины и ненависти. Матери есть или были у каждого. И почти у каждого остается некоторая недосказанность.

Метки: Материнство,

Послеродовой психоз

Послеродовой психоз

25.07.2016
1607
Психотерапевт Елена Леонтьева: Если женщина с диагностированным психическим расстройством решает завести ребенка, возникает много вопросов. Можно ли иметь детей? Какова вероятность передачи психических расстройств по наследству? Как принимать и принимать ли вообще психотропные препараты во время беременности и потом?

Метки: Материнство,

Послеродовая депрессия: симптомы, последствия, причины, лечение

Послеродовая депрессия: симптомы, последствия, причины, лечение

05.07.2016
1591
Отсутствие материнской любви, ласки и тепла может привести к серьезным нарушениям психики ребенка — патологической неуверенности в себе, повышенной тревожности, страхам и фобиям, депрессивным расстройствам, трудностям в установлении близких отношений и др.

Метки: Материнство,

Женщина в декрете: плохие новости для мужчин

Женщина в декрете: плохие новости для мужчин

30.04.2016
2977
У некоторых мужчин в голове живёт интересное представление — если женщина сидит с детьми дома, то она круглосуточно отдыхает и расслабляется. Поэтому он ожидает, что жена встретит его с работы счастливая, бесконечно отдохнувшая, свежая и весёлая.

Метки: Материнство,

Одинокие мамы и их дети «для себя»

Одинокие мамы и их дети «для себя»

17.04.2016
6328
Если мать ребенка не имеет удовлетворяющих ее любовных отношений с отцом ребенка или другим мужчиной, то она рискует бессознательно использовать ребенка как сексуальный или нарциссический объект для себя.

Метки: Материнство,

Чрезмерная материнская тревога

Чрезмерная материнская тревога

14.04.2016
2183
Если у вас изначально с момента рождения ребенка много внутренних страхов, напряжения, которые не проходят и мешают жить, тогда можно говорить о том, что дело не просто в тревоге за ребенка.

Метки: Материнство,

Почему испытывать ненависть к своему ребенку это нормально

Почему испытывать ненависть к своему ребенку это нормально

29.03.2016
4562
Стоит ли матери тревожиться и винить себя, когда она чувствует периодическую злобу в адрес «невинного существа»?

Метки: Материнство,

Нормальные и патологические состояния психики после родов

Нормальные и патологические состояния психики после родов

17.02.2016
2756
Достаточно часто происходит путаница понятий «послеродовая депрессия», «послеродовый психоз», «послеродовая хандра». Может ли послеродовая депрессия перетечь в послеродовый психоз?

Метки: Материнство,

Послеродовая депрессия: предубеждения, мифы, факты и методы лечения

Послеродовая депрессия: предубеждения, мифы, факты и методы лечения

09.02.2016
2065
Послеродовая депрессия — это не моральное уродство, не проявление лени или слабости. Это серьезное заболевание, которое возникает в ответ на такое ответственное событие в жизни женщины как рождение ребенка.

Метки: Материнство,

Послеродовая депрессия: советы психолога

Послеродовая депрессия: советы психолога

08.12.2015
1237
Почему возникает послеродовая депрессия? Как справиться с послеродовой депрессией самостоятельно? На эти и другие вопросы отвечает психолог Алина Шехова, а также делится эффективными методами облегчения состояния женщины после родов.

Метки: Материнство,

Интервью недели

Что такое эмпатия, как давать советы и как научиться говорить нет

Что такое эмпатия, как давать советы и как научиться говорить нет

Почему непрошенные советы неэффективны, как реагировать на незнакомцев, которые комментируют вашу внешность, и зачем развивать в себе способность к эмпатии.

Вячеслав Москвичев

Психолог, нарративный практик

Поделиться

Метки

...