Эрик Берн: Разрешите себе жить по собственным правилам!

26 декабря 2016
7330

Развивая идеи психоанализа Фрейда, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, знаменитый психолог Эрик Берн акцентировал внимание на "трансакциях" (единичных взаимодействиях), лежащих в основе межчеловеческих отношений. Некоторые виды таких трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он назвал играми.

На данной странице представлено краткое изложение книги Эрика Берна "Люди, которые играют в игры" — одной из самых знаменитых книг по психологии XX века.

1. Транзактный анализ Эрика Берна

Сценарный анализ невозможен без понимания основной, базовой концепции Эрика Берна — транзактного анализа. Именно с него он начинает свою книгу "Люди, которые играют в игры". Эрик Берн считает, что у каждого человека есть три состояния Я, или, как еще говорят, три Эго-состояния, определяющие, как он ведет себя с окружающими и что из этого в итоге получается. Эти состояния называются так:
  • Родитель,
  • Взрослый,
  • Ребенок.
Изучению этих состояний и посвящен транзактный анализ. Берн считает, что мы в каждый момент своей жизни находимся в одном из этих трех состояний. Причем их смена может происходить сколь угодно часто и быстро: например, вот только что руководитель общался со своим подчиненным с позиции Взрослого, уже через секунду обиделся на него как Ребенок, а через минуту начал его поучать из состояния Родителя.

Одну единицу общения Берн называет транзакцией. Отсюда и название его подхода — транзактный анализ. Чтобы не было путаницы, Эго-состояния Берн пишет с большой буквы: Родитель (Р), Взрослый (В), Ребенок (Ре), а эти же слова в их обычном, относящемся к конкретным людям значении, — с маленькой.

Состояние "Родитель" ведет свое происхождение от родительских образцов поведения. В этом состоянии человек чувствует, думает, действует, говорит и реагирует точно так же, как это делали его родители, когда он был ребенком. Он копирует поведение своих родителей. И тут надо учитывать два Родительских компонента: один — ведущий происхождение от отца, другой — от матери.

Состояние Я-Родитель может активизироваться при воспитании собственных детей. Даже тогда, когда это состояние Я не выглядит активным, оно чаще всего влияет на поведение человека, выполняя функции совести.

Вторая группа состояний Я заключается в том, что человек объективно оценивает то, что с ним происходит, рассчитывая возможности и вероятности на основе прошлого опыта. Это состояние Я Эрик Берн называет "Взрослый". Его можно сравнить с функционированием компьютера.

Человек в позиции Я-Взрослый пребывает в состоянии "здесь и сейчас". Он адекватно оценивает свои действия и поступки, полностью отдает себе в них отчет и берет на себя ответственность за все, что он делает.

Каждый человек несет в себе черты маленького мальчика или маленькой девочки. Он порой чувствует, мыслит, действует, говорит и реагирует точно так же, как это делал в детстве. Это состояние Я называется "Ребенок". Его нельзя считать ребяческим или незрелым, это состояние только напоминает ребенка определенного возраста, в основном двух-пяти лет. Это мысли, чувства и переживания, которые проигрываются из детского возраста.

Когда мы в позиции Эго-Ребенка, мы находимся в состоянии контролируемых, в состоянии объектов воспитания, объектов обожания, то есть в состоянии тех, кем мы являлись, когда были детьми.

Какое из трех состояний Я более конструктивное и почему?

Эрик Берн считает, что человек становится зрелой личностью, когда в его поведении доминирует состояние Взрослого. Если же преобладает Ребенок или Родитель, это приводит к неадекватному поведению и к искажению мироощущения. И поэтому задача каждого человека — добиться баланса трех Я-состояний с помощью усиления роли Взрослого.

Почему Эрик Берн считает состояния Ребенка и Родителя менее конструктивными? Потому что в состоянии Ребенка у человека наблюдается достаточно большой перекос в сторону манипулирования, спонтанности реакций, а также нежелания или неспособности взять на себя ответственность за свои поступки.

А в состоянии Родителя в первую и главную очередь доминирует контролирующая функция и перфекционизм, что тоже бывает опасно. Рассмотрим это на конкретном примере.

Человек совершил какую-то оплошность. Если у него доминирует Эго-Родитель, то он начинает ругать, пилить, "грызть" себя. Он постоянно прокручивает в голове эту ситуацию и что он сделал не так, корит себя. И эта внутренняя "пилёжка" может продолжаться сколь угодно долго. В особо запущенных случаях люди пилят себя по одному и тому же вопросу десятилетиями.

Естественно, что в какой-то момент это превращается в психосоматическое расстройство. Как вы понимаете, реальную ситуацию такое отношение к ней не изменит. И в этом смысле состояние Эго-Родителя не является конструктивным. Ситуация не меняется, а психическое напряжение возрастает.

А как в такой ситуации ведет себя Взрослый? Эго-Взрослый говорит: "Да, здесь я сделал ошибку. Я знаю, как ее исправить. В следующий раз, когда возникнет такая же ситуация, я вспомню этот опыт и попробую избежать такого исхода. Я всего лишь человек, я не святой, у меня могут быть ошибки". Так разговаривает с собой Эго-Взрослый.

Он разрешает себе ошибку, берет на себя ответственность за нее, он ее не отрицает, но эта ответственность здравая, он понимает, что не все в жизни от него зависит. Он извлекает опыт из данной ситуации, и этот опыт становится для него полезным звеном в следующей подобной ситуации.

Самое главное, что здесь исчезает излишняя драматизация и обрубается некий эмоциональный "хвост". Эго-Взрослый не тащит за собой этот "хвост" на веки вечные. И поэтому такая реакция конструктивна.

А что же в подобной ситуации делает человек, который находится в состоянии Эго-Ребенка? Он обижается. Почему так происходит? Если Эго-Родитель берет на себя гиперответственность за все, что происходит, и поэтому так сильно себя ругает, то Эго-Ребенок, наоборот, считает, что если что-то получилось не так, то это виноваты мама, начальник, друг или кто-то еще.

А раз они виноваты и поступили не так, как он ожидал, то они его разочаровали. Он на них обиделся и решил, что отомстит, ну, или перестанет с ними разговаривать.

Такая реакция вроде бы какого-то серьезного эмоционально "хвоста" для человека не несет, ведь он переложил этот "хвост" на другого. Но что он имеет в результате? Испорченные отношения с тем человеком, на которого переложена вина за ситуацию, а также отсутствие опыта, который мог бы стать для него незаменимым, когда такая ситуация повторится.

А повторится она обязательно, потому что у человека не изменится стиль поведения, который привел к ней. Кроме того, тут надо учитывать, что долгая, глубокая, злобная обида Эго-Ребенка часто становится причиной серьезнейших заболеваний.

Таким образом, Эрик Берн считает, что мы не должны допускать в своем поведении доминирования состояний Ребенка и Родителя. Но в какой-то момент жизни они могут и даже должны включаться. Без этих состояний жизнь человека будет как суп без соли и перца: вроде есть можно, но чего-то не хватает.

Иногда надо разрешать себе быть Ребенком: страдать ерундой, позволять спонтанный выход эмоций. Это нормально. Другой вопрос, когда и где мы позволяем себе это делать. Например, на деловом совещании это совсем неуместно. Всему свое время и место.

Состояние Эго-Родителя может быть полезно, например, для преподавателей, лекторов, воспитателей, родителей, врачей на приеме и т. п. Из состояния Родителя человеку проще взять под контроль ситуацию и нести ответственность за других людей в рамках и объеме этой ситуации.

2. Сценарный анализ Эрика Берна

Теперь перейдем к сценарному анализу, которому посвящена книга "Люди, которые играют в игры". Эрик Берн пришел к выводу, что судьба любого человека программируется в дошкольном возрасте. Это хорошо знали священники и учителя средневековья, говорившие: "Оставьте мне дитя до шести лет, а потом берите обратно".

Хороший дошкольный воспитатель может даже предвидеть, какая жизнь ожидает ребенка, будет ли он счастливым или несчастным, станет ли победителем или неудачником.

Сценарий по Берну — это подсознательный жизненный план, который формируется в раннем детстве в основном под влиянием родителей. "Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, — пишет Берн, — навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.

Что бы ни говорили люди, что бы они ни думали, какое-то внутреннее побуждение заставляет их добиваться того финала, который часто отличается от того, что они пишут в своих автобиографиях и заявлениях о приеме на работу. Многие утверждают, что хотят заработать много денег, но теряют их, тогда как окружающие богатеют. Другие утверждают, что ищут любви, а находят ненависть даже в тех, кто их любит".

В первые два года жизни поведение и мысли ребенка программируются в основном матерью. Эта программа и формирует первоначальный каркас, основу его сценария, "первичный протокол" относительно того, кем ему быть: "молотом" или "наковальней". Такой каркас Эрик Берн называет жизненной позицией человека.

Жизненные позиции как "первичный протокол" сценария

В первый год жизни у ребенка формируется так называемое базовое доверие или недоверие к миру, и складываются определенные убеждения относительно:
  • Себя самого ("Я хороший, со мной все в порядке" или "Я плохой, у меня не все в порядке") и
  • Окружающих, прежде всего родителей ("Ты хороший, с тобой все в порядке" или "Ты плохой, с тобой не все в порядке").
Это простейшие двусторонние позиции — Ты и Я. Изобразим их сокращенно так: плюс (+) — это позиция "все в порядке", минус (–) — позиция "не все в порядке". Сочетание этих единиц может дать четыре двусторонние позиции, исходя из которых и формируется "первичный протокол", ядро жизненного сценария человека.

В таблице показаны 4 базовые жизненные позиции. Каждая позиция имеет свой сценарий и свой финал.

4-жизненные-позиции-и-сценарии-Эрика-Берна.jpg

У каждого человека есть позиция, на основе которой формируется его сценарий и базируется его жизнь. Отказаться от нее ему так же сложно, как вынуть фундамент из-под собственного дома, не разрушив его. Но иногда позицию все-таки можно изменить с помощью профессионального психотерапевтического лечения. Или благодаря сильному чувству любви — этому важнейшему целителю. Эрик Берн приводит вот такой пример устойчивости жизненной позиции.

Человек, считающий себя бедным, а других богатыми (Я –, Ты +), не откажется от своего мнения, даже если неожиданно у него появится много денег. Это не сделает его богатым в собственной оценке. Он по-прежнему будет считать себя бедным, которому просто повезло.

А человек, который считает важным быть богатым в отличие от бедняков (Я +, Ты –), не откажется от своей позиции, даже если лишится своего богатства. Он останется для всех окружающих тем же "богатым" человеком, только испытывающим временные финансовые затруднения.

Устойчивостью жизненной позиции объясняется также тот факт, что люди с первой позицией (Я +, Ты +) обычно становятся лидерами: даже в самых крайних и трудных обстоятельствах они сохраняют абсолютное уважение к себе и к своим подчиненным.

Hо иногда встречаются люди, позиция которых неустойчива. Они колеблются и перескакивают с одной позиции на другую, например с "Я +, Ты +" на "Я –, Ты –" или с "Я +, Ты –" на "Я –, Ты +". В основном это нестабильные, тревожные личности. Стабильными Эрик Берн считает тех людей, чьи позиции (хорошие или плохие) трудно поколебать, и таких большинство.

Позиции не только определяют наш жизненный сценарий, они еще и очень важны в повседневных межличностных отношениях. Первое, что люди чувствуют друг в друге, — это их позиции. И тогда в большинстве случаев подобное тянется к подобному. Люди, хорошо думающие о себе и о мире, обычно предпочитают общаться с себе подобными, а не с теми, кто вечно недоволен.

Люди, чувствующие собственное превосходство, любят объединяться в различных клубах и организациях. Бедность также любит компанию, поэтому бедные тоже предпочитают собираться вместе, чаще всего для того, чтобы выпить. Люди, чувствующие тщетность своих жизненных усилий, обычно толкутся около пивных или на улицах, наблюдая за ходом жизни.

Сюжет сценария: как ребенок его выбирает

Итак, ребенок уже знает, как он должен воспринимать людей, как будут относиться к нему другие люди и что означает "такие, как я". Следующий шаг в развитии сценария — это поиск сюжета, который отвечает на вопрос "Что случается с такими, как я?". Рано или поздно ребенок услышит историю о ком-нибудь "таком, как я".

Это может быть сказка, прочитанная ему матерью или отцом, история, рассказанная бабушкой или дедушкой, или рассказ о каком-то мальчишке или девчонке, услышанный на улице. Но где бы ребенок ни услышал эту историю, она произведет на него такое сильное впечатление, что он сразу поймет и скажет: "Это я!".

Услышанная история может стать его сценарием, который он будет пытаться реализовывать всю жизнь. Она даст ему "скелет" сценария, который может состоять из следующих частей:
  • Герой, на которого ребенок хочет быть похожим;
  • Злодей, который может стать примером, если ребенок подыщет ему соответствующее оправдание;
  • Тип человека, воплощающий в себе образец, которому он хочет следовать;
  • Сюжет — модель события, дающая возможность переключения с одной фигуры на другую;
  • Перечень персонажей, мотивирующих переключение;
  • Набор этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, когда чувствовать себя виноватым, ощущать свою правоту или торжествовать.
Так на основе самого раннего опыта ребенок выбирает свои позиции. Затем из того, что он читает и слышит, он формирует дальнейший жизненный план. Это и есть первый вариант его сценария. Если помогут внешние обстоятельства, то жизненный путь человека будет соответствовать сюжету, сложившемуся на этой основе.

3. Виды и варианты сценариев

Жизненный сценарий формируется по трем основным направлениям. Вариантов внутри этих направлений множество. Итак, Эрик Берн делит все сценарии на:
  • Победителей,
  • Непобедителей,
  • Неудачников.
На языке сценариев неудачник — это Лягушка, а победитель — Принц или Принцесса. Родители в основном желают своим детям счастливой судьбы, но желают им счастья в том сценарии, который для них избрали. Они чаще всего бывают против изменения избранной для своего ребенка роли.

Мать, воспитывающая Лягушку, хочет, чтобы дочь была счастливой Лягушкой, но сопротивляется любой ее попытке стать Принцессой ("Почему ты решила, что ты можешь…?"). Отец, воспитывающий Принца, конечно же, желает сыну счастья, но он предпочитает видеть его скорее несчастным, чем Лягушкой.

Победителем Эрик Берн называет человека, который решил в своей жизни достичь определенной цели и, в конечном счете, добился своего. И здесь очень важно то, какие цели сам человек для себя формулирует. И хотя в основе их Родительское программирование, но окончательное решение принимает его Взрослый.

И тут надо учитывать следующее: человек, поставивший себе цель пробежать, например, стометровку за десять секунд, и сделавший это, — победитель, а тот, кто хотел добиться, например, результата 9,5, а пробежал за 9,6 секунды — этот непобедитель.

Кто же это такие — непобедители? Важно не путать с неудачниками. Им сценарием предназначено тяжко трудиться, но не для того, чтобы победить, а чтобы удержаться на имеющемся уровне. Hепобедители чаще всего прекрасные сограждане, сотрудники, потому что всегда лояльны и благодарны судьбе, что бы она им ни принесла.

Проблем они никому не создают. Это люди, о которых говорят, что они приятны в общении. Победители же создают окружающим массу проблем, так как в жизни они борются, вовлекая в борьбу других людей.

Однако большинство неприятностей причиняют себе и окружающим неудачники. Они остаются неудачниками, даже добившись определенного успеха, но если попадают в беду, то пытаются увлечь за собой всех находящихся рядом.

Как понять, какому сценарию — победителя или неудачника — следует человек? Берн пишет, что это легко выяснить, ознакомившись с манерой человека говорить. Победитель обычно выражается так: "В другой раз не промахнусь" или "Теперь знаю, как это делать". Hеудачник же скажет: "Если бы только…", "Я бы, конечно…", "Да, но…". Непобедители говорят так: "Да, я поступил так, но по крайней мере я не…" или "Во всяком случае, спасибо и за это".

Сценарный аппарат

Чтобы понять, как действует сценарий и как найти "расколдовыватель", необходимо хорошо знать сценарный аппарат. Под сценарным аппаратом Эрик Берн понимает общие элементы любого сценария. И тут надо вспомнить три состояния Я, о которых мы говорили в самом начале.

Итак, элементы сценария по Эрику Берну:

1. Сценарный финал: благословение или проклятие.

Один из родителей кричит в порыве гнева ребенку: "Пропади ты пропадом!" или "Чтоб ты провалился!" — это смертные приговоры и одновременно указания на способ смерти. То же самое: "Ты кончишь, как твой отец" (алкоголик) — приговор на всю жизнь. Это сценарный финал в форме проклятия. Формирует сценарий неудачников. Здесь надо иметь в виду, что ребенок все прощает и принимает решение только после десятков или даже сотен таких транзакций.

У победителей вместо проклятия звучит родительское благословение, например: "Будь великим!"

2. Сценарное предписание.

Предписания — это то, что нужно делать (приказы), и то, чего делать нельзя (запреты). Предписание — самый важный элемент сценарного аппарата, который варьируется по степени интенсивности. Предписания первой степени, социально приемлемые и мягкие — это прямые указания адаптивного характера, подкрепленные одобрением или мягким осуждением ("Ты вела себя хорошо и спокойно", "Не будь слишком честолюбивым"). С такими предписаниями еще можно стать победителем.

Предписания второй степени (лживые и жесткие) не диктуются прямо, а внушаются окольным путем. Это лучший способ сформировать непобедителя ("Не говори отцу", "Держи рот на замке").

Предписания третьей степени формируют неудачников. Это предписания в форме несправедливых и негативных приказов, неоправданных запретов, внушаемых чувством страха. Такие предписания мешают ребенку избавиться от проклятия: "Не приставай ко мне!" или "Не умничай" (= "Пропади ты пропадом!") или "Перестань ныть!" (= "Чтоб ты провалился!").

Чтобы предписание прочно укоренилось в сознании ребенка, его нужно часто повторять, а за отступления от него наказывать, хотя в отдельных крайних случаях, с жестоко избитыми детьми, достаточно одного раза, чтобы предписание запечатлелось на всю жизнь.

3. Сценарная провокация.

Провокация порождает будущих пьяниц, преступников, а также другие типы пропащих сценариев. Например, родители поощряют поведение, ведущее к итогу — "Выпей!". Провокация исходит от Злого Ребенка или "демона" родителей, ее обычно сопровождает "ха-ха". В раннем возрасте поощрение быть неудачником может выглядеть так: "Он у нас дурачок, ха-ха" или "Она у нас грязнуля, ха-ха". Затем приходит время более конкретных поддразниваний: "Он когда стукается, то всегда головой, ха-ха".

4. Моральные догмы или заповеди.

Это наставления, как нужно жить, чем заполнить время в ожидании финала. Эти наставления обычно передаются из поколения в поколение. Например, "Экономь деньги", "Трудись усердно", "Будь хорошей девочкой". Тут могут возникнуть противоречия. Отцовский Родитель вещает: "Экономь деньги" (заповедь), в то время как Ребенок отца подначивает: "Ставь все сразу в этой игре" (провокация).

Это пример внутреннего противоречия. А когда один из родителей учит экономить, а другой советует тратить, то можно говорить о внешнем противоречии. "Береги каждую копейку" может означать: "Береги каждую копейку, чтобы потом пропить все сразу".

О ребенке, который оказался зажат между противоположными наставлениями, говорят "попал в мешок". Такой ребенок ведет себя так, как будто реагирует не на внешние обстоятельства, а отвечает на что-то в своей собственной голове. Если родители в "мешок" сунули какой-нибудь талант и подкрепили его благословением на победителя, это превратится в "мешок победителя". Но большинство людей в "мешках" — неудачники, поскольку не могут вести себя сообразно ситуации.

5. Родительские образцы.

Дополнительно родители делятся опытом, как в реальной жизни осуществлять их сценарные предписания. Это образец, или программа, формирующаяся по указанию родительского Взрослого. Например, девочка может стать леди, если мать научит ее всему, что должна знать настоящая леди. Очень рано, путем подражания, как большинство девочек, она может научиться улыбаться, ходить и сидеть, а позже ее научат одеваться, соглашаться с окружающими и вежливо говорить "нет".

В случае с мальчиком родительский образец скорее скажется в выборе профессии. Ребенок может сказать: "Когда вырасту, я хочу быть юристом (полицейским, вором), как отец". Но осуществится это или нет, зависит от материнского программирования, которое гласит: "Займись (или не займись) чем-нибудь рискованным, сложным, как (или не как) твой отец". Предписание начнет действовать, когда сын видит восхищенное внимание и гордую улыбку, с какими мать слушает рассказы отца о его делах.

6. Сценарный импульс.

У ребенка периодически появляются стремления, направленные против сценария, формируемого родителями, например: "Плюнь", "Словчи" (против "Работай на совесть"), "Истрать все сразу" (против "Береги копейку"), "Сделай наоборот". Это сценарный импульс, или "демон", который прячется в подсознании.

Сценарный импульс чаще всего проявляется в ответ на избыток предписаний и наставлений, то есть в ответ на сверхсценарий.

7. Антисценарий.

Предполагает возможность снятия заклятия, например, "Ты можешь преуспеть после сорока лет". Такое волшебное разрешение называется антисценарием, или внутренним освобождением. Но нередко в сценариях неудачников единственным антисценарием оказывается смерть: "Свою награду ты получишь на небесах".

Такова анатомия сценарного аппарата. Сценарный финал, предписания и провокации управляют сценарием. Они называются контролирующими механизмами и формируются до шести лет. Остальные четыре элемента могут быть использованы для борьбы со сценарием.

Варианты сценариев

Различные варианты сценариев Эрик Берн разбирает на примерах героев греческих мифов, сказок, а также на наиболее часто встречающихся в жизни персонажах. В основном это сценарии неудачников, поскольку именно с ними психотерапевты встречаются чаще всего. Фрейд, например, перечисляет бесчисленные истории неудачников, тогда как единственные победители в его работах — это Моисей, Леонардо да Винчи и он сам.

Итак, рассмотрим примеры сценариев победителей, непобедителей и неудачников, описанные Эриком Берном в его книге "Люди, которые играют в игры".

"Люди, которые играют в игры" — краткое изложение.jpg

Варианты сценариев неудачников

1. Сценарий "Танталовы муки, или Hикогда"представлен судьбой мифического героя Тантала. Всем известна крылатая фраза "танталовы (то есть вечные) муки". Тантал был обречен страдать от голода и жажды, хотя вода и ветвь с плодами находились рядом, но все время миновали его губ.

Тем, кому достался такой сценарий, родители запретили делать то, что им хотелось, поэтому их жизнь полна искушений и "танталовых мук". Они как бы живут под знаком Родительского проклятья. В них Ребенок (как состояние Я) боится того, чего они сильнее всего желают, поэтому они мучают себя сами. Директиву, лежащую в основании этого сценария, можно сформулировать так: "Я никогда не получу того, чего больше всего хочу".

2. Сценарий "Арахна, или Всегда" основан на мифе об Арахне. Арахна была великолепной ткачихой и позволила себе бросить вызов самой богине Афине и состязаться с ней в ткацком искусстве. В наказанье она была превращена в паука, вечно ткущего свою паутину.

В данном сценарии "всегда" — это ключ, который включает действие, причем негативное. Этот сценарий проявляется у тех, кому родители (учителя) постоянно со злорадством говорили: "Ты всегда будешь бомжом", "Ты всегда будешь таким ленивым", "Ты всегда не доводишь дело до конца", "Ты навсегда останешься толстой".

Этот сценарий порождает цепь событий, которая обычно именуется "полосой неудач" или "полосой невезения".

3. Сценарий "Дамоклов меч". Дамоклу на один день было позволено блаженствовать в роли царя. Во время пира он увидел обнаженный меч, висящий на конском волосе над его головой, и понял призрачность своего благополучия. Девиз этого сценария: "Пока радуйся жизни, но знай, что потом начнутся несчастья".

Ключ этого жизненного сценария — это зависший меч над головой. Это программа на выполнение какой-то задачи, но задачи не своей, а родительской, причем негативной.

"Вот выйдешь замуж, наплачешься" (в итоге: или неудачное замужество, или нежелание выходить замуж, или сложности в создании семьи и одиночество). "Когда вырастишь ребенка, тогда ты почувствуешь себя на моем месте" (в итоге: или повторение неудачной программы своей матери после того, как вырастет ребенок, или нежелание иметь ребенка, или вынужденная бездетность). "Гуляй, пока молодой, потом наработаешься" (в итоге: или нежелание работать и тунеядство, или с возрастом — тяжелый труд).

Как правило, люди с этим сценарием живут одним днем в постоянном ожидании несчастий в будущем. Это бабочки-однодневки, их жизнь бесперспективна, в результате они часто становятся алкоголиками или наркоманами.

4. "Снова и снова"— это сценарий Сизифа, мифического царя, который разгневал богов и за это вкатывал на гору камень в подземном мире. Когда камень достигал вершины, он срывался вниз, и все приходилось начинать снова. Это также классический пример сценария "Чуть-чуть не…", где одно "Если бы только…" следует за другим.

"Сизиф" — сценарий неудачника, поскольку, приблизившись к вершине, он каждый раз скатывается вниз. В основе его лежит "Снова и снова": "Старайся, пока можешь". Это программа на процесс, а не результат, на "бег по кругу", бестолковый, тяжелый "сизифов труд".

5. Сценарий "Розовая Шапочка, или Бесприданница". Розовая Шапочка — сирота или по каким-то причинам чувствует себя сиротой. Она сообразительна, всегда готова дать добрый совет и весело пошутить, но мыслить реалистически, планировать и реализовывать планы не умеет — это она оставляет другим.

Она всегда готова прийти на помощь, в результате приобретает много друзей. Hо каким-то образом она в конце концов остается в одиночестве, начинает пить, принимать стимуляторы и снотворное и часто думает о самоубийстве.

Розовая Шапочка — сценарий неудачницы, поскольку, чего бы она ни добивалась, она все теряет. Этот сценарий организован по принципу "нельзя": "Это тебе нельзя делать, пока не встретишь принца". В основе его лежит "никогда": "Никогда не проси ничего для себя".

Варианты сценариев непобедителей

1. Сценарий "Рай на небесах", называемый также "С открытым концом", характерен для непобедителей. Модель для него — история Филемона и Бавкиды, по греческой легенде — это неразлучная любящая чета, незлобивые и радушные люди. В награду за добрые дела боги превратили их в лавровые деревья.

Так, некоторые старики, добросовестно исполнившие Родительские наставления, проводят остаток своей жизни в "растительном" существовании, наподобие тихо шумящей на ветру листвы деревьев, обмениваясь с окружающими услышанными где-нибудь новостями. Такова судьба многих матерей, дети которых выросли и разъехались, или пенсионеров, проведших жизнь в труде, ни разу не нарушив правил внутреннего распорядка и Родительских предписаний.

2. Сценарий "Старые бойцы не умирают, или “Кому я нужен?". Старый солдат оказался ненужным в мирное время. Он много трудился, но не получал ощутимых результатов. Он оставался бесстрастным наблюдателем жизни, не участвуя в ее радостях. Ему хотелось помогать людям, но он не находил возможности быть кому-то нужным.

"Старый боец" — сценарий "непобедителя". Идти вперед, делать карьеру — для многих старых бойцов дело чести, однако их сценарий организован по принципу "нельзя", который не дает стать победителем: "Нельзя идти вперед, пока они тебя не позовут".

В основе сценария — "после": "После того, как война закончилась, остается лишь медленно умирать". Время ожидания смерти заполняется возможностью помогать людям и воспоминаниями о былых сражениях.

Варианты сценариев победителей

1. Сценарий "Золушка". У Золушки было счастливое детство, пока была жива ее мать. Затем она страдала до событий на балу. После бала Золушка получает выигрыш, полагающийся ей по сценарию "победителя".

Как же разворачивается ее сценарий после свадьбы? Вскоре Золушка делает удивительное открытие: самыми интересными для нее людьми оказываются не придворные дамы, а посудомойки и служанки, занятые на кухне. Путешествуя в карете по маленькому "королевству", она часто останавливается, чтобы поговорить с ними. Со временем этими прогулками начинают интересоваться и другие придворные дамы.

Однажды Золушке-Принцессе пришло в голову, что неплохо бы собрать вместе всех дам, ее помощниц, и обсудить их общие проблемы. После этого родилось "Дамское общество помощи бедным женщинам", избравшее ее своим президентом. Так "Золушка" нашла свое место в жизни и даже сделала вклад в благосостояние своего "королевства".

2. Сценарий "Зигмунд, или “Если не выходит так, попробуем иначе". Зигмунд решил стать великим человеком. Он умел работать и поставил себе целью проникнуть в высшие слои общества, которые стали бы для него раем, но его туда не пускали. Тогда он решил заглянуть в ад. Там не было высших слоев, там всем было все равно. И он обрел авторитет в аду. Успех его был столь велик, что скоро высшие слои общества переместились в преисподнюю.

Это сценарий "победителя". Человек решает стать великим, но окружающие создают ему всяческие препятствия. Он не тратит время на их преодоление, он все обходит стороной, и становится великим в другом месте. Зигмунда ведет по жизни сценарий, организованный по принципу "можно": "Если не получается так, можно попытаться иначе".

Герой взял неудавшийся сценарий и превратил его в успешный, причем вопреки противодействию окружающих. Это удалось благодаря тому, что оставлялись открытые возможности, позволяющие обойти препятствия, не сталкиваясь с ними лоб в лоб. Такая гибкость не мешает достижению желаемого.

4. Как самостоятельно выявить свой сценарий

Эрик Берн не дает четких рекомендаций, как самостоятельно распознать свой сценарий. Для этого он предлагает обращаться к сценарным психоаналитикам. Он даже про себя пишет: "Что касается лично меня, то я не знаю, играю ли я по-прежнему по чужим нотам или нет". Но кое-что сделать все-таки можно.

Есть четыре вопроса, честные и продуманные ответы на которые помогут пролить свет на то, в какой сценарной клетке мы находимся. Вот эти вопросы:

1. Каков был любимый лозунг ваших родителей? (Он даст ключ к тому, как запустить антисценарий.)

2. Какую жизнь вели ваши родители? (Продуманный ответ на этот вопрос даст ключ к навязанным вам родительским образцам.)

3. Каков был родительский запрет? (Это наиболее важный вопрос для понимания поведения человека. Часто бывает так, что какие-то неприятные симптомы, с которыми человек обращается к психотерапевту, — это замена запрета родителей или протест против него. Как говорил еще Фрейд, освобождение от запрета избавит пациента и от симптомов.)

4. Какие ваши поступки заставляли родителей улыбаться или смеяться? (Ответ позволяет выяснить, какова альтернатива запрещенному действию.)

Берн приводит пример родительского запрета для сценария алкоголика: "Не думай!" Пьянство — это программа замены мышления.

5. "Расколдовыватель", или Как освободиться от власти сценария

Эрик Берн вводит такое понятие, как "расколдовыватель", или внутреннее освобождение. Это "устройство", отменяющее предписание и освобождающее человека из-под власти сценария. В рамках сценария это "устройство" для его саморазрушения. В одних сценариях оно сразу бросается в глаза, в других его надо искать и расшифровывать. Иногда "расколдовыватель" таит в себе иронию. Такое обычно бывает в сценариях неудачников: "Все наладится, но после твоей смерти".

Внутреннее освобождение может быть ориентировано либо на событие, либо на время. "Когда встретишь Принца", "Когда умрешь, сражаясь" или "Когда родишь троих" — это событийно ориентированные антисценарии. "Если переживешь возраст, в котором умер твой отец" или "Когда проработаешь в фирме тридцать лет" — это антисценарии, временно ориентированные.

Чтобы освободиться от сценария, человеку требуются не угрозы и не приказы, приказов у него в голове и так достаточно, а разрешение, которое освободило бы его от всех приказов. Разрешение — главное орудие в борьбе со сценарием, ибо оно в основном дает возможность освободить человека от предписания, наложенного родителями.

Нужно разрешить что-то своему Я-состоянию Ребенка со словами: "Все в порядке, это можно" или наоборот: "Ты не должен…" В обоих случаях звучит также обращение к Родителю (как своему состоянию Я): "Оставь его (Я-Ребенка) в покое". Такое разрешение работает лучше, если оно дано авторитетным для вас человеком, например психотерапевтом.

Эрик Берн выделяет позитивные и негативные разрешения. С помощью позитивного разрешения, или лицензии, нейтрализуется родительское предписание, а с помощью негативного — провокация. В первом случае "Оставь его в покое" означает "Пусть он это делает", а во втором — "Не принуждай его к этому".

Некоторые разрешения совмещают в себе обе функции, что ясно видно в случае антисценария (когда Принц поцеловал Спящую Красавицу, он одновременно дал ей разрешение (лицензию) — проснуться — и освободил от проклятия злой колдуньи).

Если родитель не хочет внушать своим детям то же самое, что было когда-то внушено ему самому, он должен осмыслить Родительское состояние своего Я. Его долг и обязанность заключаются в контроле своего Отцовского поведения. Только поставив своего Родителя под надзор своего Взрослого, он может справиться со своей задачей.

Трудность заключается в том, что мы часто относимся к своим детям как к нашей копии, нашему продолжению, нашему бессмертию. Родители всегда довольны (хотя могут не показывать вида), когда дети им подражают, даже в дурном отношении. Именно это удовольствие и нужно поставить под Взрослый контроль, если мать и отец хотят, чтобы их ребенок чувствовал себя в этом громадном и сложном мире более уверенным и более счастливым человеком, чем они сами.

Негативные и несправедливые приказы и запреты должны быть заменены на разрешения, которые не имеют ничего общего с воспитанием вседозволенностью. Важнейшие разрешения — это разрешения любить, изменяться, успешно справляться со своими задачами, думать самому. Человека, обладающего подобным разрешением, видно сразу, так же как и того, кто связан всевозможными запретами ("Ему, конечно, разрешили думать", "Ей разрешили быть красивой", "Им разрешено радоваться").

Эрик Берн уверен: разрешения не приводят ребенка к беде, если не сопровождаются принуждением. Истинное разрешение — это простое "можно", как, например, лицензия на рыбную ловлю. Мальчишку никто не заставляет ловить рыбу. Хочет — ловит, хочет — нет.

Эрик Берн особенно подчеркивает: быть красивой (так же, как иметь успех) — это вопрос не анатомии, а родительского разрешения. Анатомия, конечно, влияет на миловидность лица, однако лишь в ответ на улыбку отца или матери может расцвести настоящей красотой лицо дочери. Если родители видели в своем сыне глупого, слабого и неуклюжего ребенка, а в дочери — уродливую и глупую девочку, то они такими и будут.

Заключение

Свой бестселлер "Люди, которые играют в игры" Эрик Берн начинает с описания своей главной концепции: транзактного анализа. Суть этой концепции заключается в том, что каждый человек в любой период времени находится в одном из трех Эго-состояний: Родителя, Ребенка или Взрослого. Задача каждого из нас — добиться доминирования в нашем поведении Эго-состояния Взрослого. Именно тогда можно говорить о зрелости личности.

После описания транзактного анализа Эрик Берн переходит к концепции сценариев, которой и посвящена эта книга. Основной вывод Берна таков: будущая жизнь ребенка программируется до шести лет, и дальше он живет по одному из трех жизненных сценариев: победителя, непобедителя или неудачника. Конкретных вариаций у этих сценариев очень много.

Сценарий по Берну — это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Часто сценарное программирование происходит в негативной форме. Родители забивают головы детей ограничениями, приказами и запретами, таким образом воспитывая неудачников. Но иногда дают и разрешения.

Запреты затрудняют приспособление к обстоятельствам, тогда как разрешения предоставляют свободу выбора. Разрешения не имеют ничего общего с воспитанием вседозволенностью. Важнейшие разрешения — это разрешения любить, изменяться, успешно справляться со своими задачами, думать самому.

Чтобы освободиться от сценария, человеку требуются не угрозы и не приказы, а все те же разрешения, которые освободили бы его от всех родительских приказов. Разрешите самому себе жить по собственным правилам. И, как советует Эрик Берн, отважьтесь наконец-то сказать: "Мама, лучше я сделаю по-своему".

Источник

Метки: Психотерапия,

Комментарии для сайта Cackle

Читать по теме:

Феномены пограничного состояния: размытые границы, эмоциональный эксгибиоционизм, пустоты в жизни

Феномены пограничного состояния: размытые границы, эмоциональный эксгибиоционизм, пустоты в жизни

28.02.2017
348
Психолог Ирина Ситникова: "Человек с диффузными, размытыми границами чувствует себя "голым", незащищённым, как будто стоит на холодном, сквозном ветру в обнажённом виде. И первое время когда человек обнаруживает наличие границ, то есть наличие «одежды», «шубы», он в контакте с другими пытается вновь «расстегнуть шубу», то есть вернуться в слияние, потому что, по привычке, думает, что именно слияние обеспечивает безопасность. А слияние сродни самозабытью, «горячечному бреду», когда человек есть, но не осознаёт, не ощущает себя, как личность."

Метки: Психотерапия, Пограничное расстройство личности, Границы,

Психосоматический клиент

Психосоматический клиент

21.02.2017
5537
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Моя первая терапия с психосоматическим клиентом оказалась очень яркой и запоминающейся. На приеме мужчина, возраст 26-27 лет, назовем его Олег. Жалуется на боли в области сердца, страх сердечного приступа. Разочаровался в традиционной медицине и врачах. Они упорно не хотят признавать факт его болезни."

Метки: Агрессия, Психосоматика, Психотерапия, Раздражительность, Случаи из практики психотерапии,

Арт-терапия в реабилитации детей с психосоматическими расстройствами

Арт-терапия в реабилитации детей с психосоматическими расстройствами

20.02.2017
1715
Семейный психолог Вера Бутова: "У детей с психосоматическими расстройствами, как правило, затруднена способность к разрядке эмоционального напряжения. Использование же арт-терапии облегчает отреагирование переживаний и фантазий, способствует изменению поведения и улучшению состояния здоровья через формирование внутренней картины здоровья."

Метки: Психосоматика, Психотерапия, Арт-терапия, Случаи из практики психотерапии,

"Мы травмированы нашими матерями, но компенсации не будет"

"Мы травмированы нашими матерями, но компенсации не будет"

19.02.2017
38294
Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Зачастую клиент годами ходит «по тем же дорогам». Нет работы – виновата мама: она в детстве полностью блокировала мою поисковую активность. Нет девушки – виновата мама: ей никогда не нравились мои подружки. Развелась с мужем – виновата мама: не предоставила в детстве хорошую модель для подражания, ругалась с отцом. Плохие отношения с собственными детьми – виновата (угадали!) мама: я воспроизвожу семейный сценарий."

Метки: Материнство, Психотерапия, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

«Пепел и снег»: обиды, прощение и прощание. Часть 2. «Снег» (техники работы)

«Пепел и снег»: обиды, прощение и прощание. Часть 2. «Снег» (техники работы)

16.02.2017
3695
Гештальт-терапевт Тина Уласевич: "Чтобы изменить отношения с другим человеком, нужно, как минимум, обиду осознать и решиться свои чувства и требования озвучить, рискуя навсегда испортить или даже разрушить отношения. «Часто ли люди готовы услышать другого? Гораздо проще и приятнее слушать только себя, - думает такой человек. «Если я скажу о своих обидах, что это изменит? Другой просто не воспримет мои слова серьезно, а может даже пошлет подальше».

Метки: Психотерапия, Обида, Случаи из практики психотерапии,

Пережить горе: психотерапия горя

Пережить горе: психотерапия горя

15.02.2017
6106
Психотерапевт Федор Василюк: "Мне пришлось однажды работать с молодым маляром, потерявшим дочь во время армянского землетрясения. Когда наша беседа подходила к концу, я попросил его..."

Метки: Горе утраты, Психотерапия, Случаи из практики психотерапии,

Запрещенная женственность

Запрещенная женственность

14.02.2017
11556
Психолог Наталья Щербакова: "Дочери вечных юношей не чувствуют себя в безопасности, страдают от нестабильности, неуверенности в себе, тревожности, фригидности, слабости Эго. Стыд за отца, алко или наркозависимого, не умеющего сохранить достойную работу и поддерживать стабильный уровень жизни проецируется на себя. Условно можно выделить два сценария жизни, паттерна поведения у женщин, не получивших должной поддержки отца – «вечная девушка» и «амазонка в панцире»."

Метки: Сексуальность, Психотерапия, Женщины, Детско-родительские отношения,

Несказочные истории: Лилит и Ева

Несказочные истории: Лилит и Ева

14.02.2017
4635
Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Валентина – женщина-начальник. Ей 32 года, она работает в крупной фирме, у нее в подчинении более полутора сотен человек. Валентина умна, образована, интеллигентна, хороша собой. Но в коллективе ее не очень любят – и мужчины, и женщины".

Метки: Сексуальность, Психотерапия, Женщины, Случаи из практики психотерапии,

5 ошибок, которые не дают психологу и тренеру получать клиентов

5 ошибок, которые не дают психологу и тренеру получать клиентов

13.02.2017
6305
Психолог Юрий Черников: "Если достаточно долго испытывать дефицит в клиентах, это жутко демотивирует и, рано или поздно, вы бросите свое любимое занятие, или будете перебиваться от случая к случаю. Это становится даже обидно. Вы обладаете действительно ценными знаниями и опытом, готовы помогать людям, но вот люди, как-то, не очень нуждаются в вашей помощи. В чем же проблема?"

Метки: Психотерапия,

Невроз отложенной жизни

Невроз отложенной жизни

12.02.2017
85422
Психолог Елена Мартынова: "Как-то на терапевтической группе два дня подряд плакала одна женщина лет сорока. На все вопросы – о чем она плачет? что с ней? – она не могла ответить. У нее было значительное количество всевозможных заболеваний: язва двенадцатиперстной кишки, мастопатия, вегетососудистая дистония, мигрень, варикозное расширение вен, гастрит, колит, куча гинекологических проблем. Было ясно, что ее абсолютно не удовлетворяет собственная жизнь. Но что в ней не так?"

Метки: Невроз, Психотерапия, Случаи из практики психотерапии,

"За каждым симптомом стоит тень значимого человека"

"За каждым симптомом стоит тень значимого человека"

11.02.2017
29194
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Симптом – это не патология психики, а патология контакта. Ситуация, спровоцировавшая симптом, давно уже поменялась, а застывшая форма реагирования осталась, воплотилась в симптом."

Метки: Психотерапия, Симптом,

Как психотерапия помогает избавиться от чувства стыда

Как психотерапия помогает избавиться от чувства стыда

07.02.2017
3730
Гештальт-терапевт Мария Гаспарян: "Стыд может быть хорошо замаскирован. Люди с, казалось бы, высокой самооценкой также могут быть подвержены стыду. Мой опыт работы показывает, что, в большинстве случаев, роль клиента совершенно несоразмерна столь поглощающему их чувству стыда. Обычно они стыдятся сильнее, чем нужно. Это говорит о том, насколько сильно стыд может поглотить личность человека и повлиять на его веру в себя."

Метки: Психотерапия, Неуверенность в себе, Стыд,

Симптом как системный феномен

Симптом как системный феномен

04.02.2017
5192
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "В терапевтической работе довольно часто приходится встречаться с ситуацией, когда в качестве проблемы клиент предъявляет свой симптом. В качестве примера можно привести клиентку М., обратившуюся по проблеме хронических болей в желудке. Тщательное обследование у врачей не выявило у нее соматической патологии. Клиентка уже при первой встрече продемонстрировала сильные эмоциональные связи с расширенной родительской семьей". 

Метки: Созависимость, Психотерапия, Эмоциональная зависимость,

Список «психологических» фильмов

Список «психологических» фильмов

25.01.2017
12074
Фильмы, где можно увидеть за работой психолога или психотерапевта: технику, модели поведения, примеры оказания успешной и неуспешной профессиональной психологической помощи, разобрать проблемы, ошибки психологов, их находки и удачи: Великий гипнотизер / 2014; Дон Жуан де Марко / ...

Метки: Психотерапия, Психологическое кино,

В кабинете психотерапевта

В кабинете психотерапевта

19.01.2017
4411
Психотерапевт Алла Далит: "Мила выросла в атмосфере страха и боли, который мама прикрыла язвительностью и сварливостью. Она не слышала ни одного доброго слова о своем отце, да, впрочем, и мало о каком мужчине, при том, что мама регулярно очаровывалась и вляпывалась в короткие романы с одинаковым концом."

Метки: Психотерапия, Случаи из практики психотерапии,

Психотерапия онлайн: в каких случаях эффективна?

Психотерапия онлайн: в каких случаях эффективна?

15.01.2017
1411
Психолог Анна Кузнецова: "Онлайн-терапия востребована при панических и других тревожных расстройствах, депрессии, семейных проблемах, сексуальных нарушениях, психосоматических заболеваниях, а также при широком круге психологических проблем: неуверенности в себе, трудностях в общении и т.д.

Метки: Психотерапия,

Немного психотерапевтического абсурда

Немного психотерапевтического абсурда

26.12.2016
4881
Психолог Илья Латыпов: "Наша жизнь полна абсурда. Иногда он становится явным во время психотерапевтических сессий, когда психолог и клиент вдруг осознают нелепость или забавность того, чего же хочет сам клиент".

Метки: Психотерапия,

Принцип непривязанности: нет привязанности – нет страданий

Принцип непривязанности: нет привязанности – нет страданий

23.12.2016
4868
Психотерапевт Николай Линде: "Основой привязанности являются капиталовложения. Это справедливо не только для любви, но и для карьеры, богатства, амбиций, славы, конкретных достижений и т.д. Делать капиталовложения в любимого человека необходимо, но одновременно рискованно. Не вложишь ничего – не получишь счастья. Вложишь все и потеряешь – почувствуешь крушение жизни".

Метки: Психотерапия,

Как убедить близкого человека пойти к психологу

Как убедить близкого человека пойти к психологу

08.12.2016
1618
Психотерапевт Адриана Имж: "Первое, что вы можете сделать, чтобы убедить близкого отправиться на терапию, — пойти на нее самому и получить результат. Именно поэтому психоанализ распространился в свое время как пожар: он давал людям ответы на актуальные для них в тот момент вопросы".

Метки: Психотерапия,

Психотерапевтическая ценность сказок

Психотерапевтическая ценность сказок

29.11.2016
1845
Аналитический психолог Элина Боженко: "Сказки содержат в себе ту основу, которая является своего рода скелетом нашей психики, некой универсальной ее структурой, сходной у всех людей. Во время проживания сказок мы одновременно и разные люди со своей особой историей, и одинаковые люди, которые подчиняются единой логике психического процесса. Этот процесс можно было бы сравнить с экскурсионным маршрутом".

Метки: Психотерапия,

В чем гениальность Фрейда: о разнице между консультированием и психотерапией

В чем гениальность Фрейда: о разнице между консультированием и психотерапией

11.11.2016
7188
Психоаналитический психотерапевт Мария Долгополова: "З.Фрейд — психолог, имя которого слышали практически все. Но чем собственно он велик? И почему именно его открытия считают столь глобальными? Одно открытие выводит его за пределы области психологии."

Метки: Психотерапия,

Психодрама как способ преодоления трудностей в семье

Психодрама как способ преодоления трудностей в семье

11.11.2016
1822
Главная движущая сила психодрамы – энергия спонтанности. Символическое пространство психодрамы – место встречи воображаемого и реального мира. Создатель метода определил философию психодрамы так: "Не рассказывайте, что с Вами произошло. Покажите, как это было".

Метки: Психотерапия,

Метод Пеннебейкера: всего три дня на то, чтобы стало лучше

Метод Пеннебейкера: всего три дня на то, чтобы стало лучше

10.11.2016
9731
Более 40 лет Пеннебейкер работал над тем, как с помощью письма облегчить переживание тяжелых эмоций. Его метод эмоционального письма стал известен во всем мире и помог множеству людей.

Метки: Психотерапия,

13 "тяжелых" случаев, когда психолог не поможет

13 "тяжелых" случаев, когда психолог не поможет

06.11.2016
37002
Психолог Олег Колмычок: "Многие, записываясь к психологу, даже и не подозревают, что их деньги, время и силы будут выброшены на ветер. Уж слишком тяжёлый случай они предъявляют. Психолог – не всемогущий бог. Он, скорее всего не поможет вам избавиться от проблемы, если ваш случай из этого списка".

Метки: Психотерапия,

Чего ожидать от парной психотерапии?

Чего ожидать от парной психотерапии?

02.11.2016
807
Клинический психолог, психотерапевт Константин Ягнюк: "Когда ссоры начинают превалировать в эмоциональной жизни пары, а обмен позитивными эмоциями практически сходит на нет, кто-то может предложить попробовать сходить к парному психотерапевту. Хотя разумнее не запускать ситуацию и обращаться при первых явных признаках неблагополучия и отчуждения, в большинстве случаев пара оказывается у психотерапевта, когда проблема превратилась в непосильную ношу и привела к серьезному кризису".

Метки: Психотерапия,

Хорошие признаки при работе с психотерапевтом

Хорошие признаки при работе с психотерапевтом

19.10.2016
1895
Многочисленные исследования эффективности психотерапии показывает, что любая консультативная и психотерапевтическая работа строится прежде всего на таком непредсказуемом и важном факторе как клиент-терапевтические отношения. Как и любые другие отношения они могут переживать взлеты и падения, споры и напряжения.

Метки: Психотерапия,

"Не бойтесь сбрасывать старую кожу"

"Не бойтесь сбрасывать старую кожу"

16.10.2016
3477
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Человек, который держится за старую идентичность становится жестким, окаменевшим, теряет способность к гибкости, не в состоянии быть адекватным меняющемуся миру. Как писал Ф. Перлз – люди с годами становятся похожи на поросшие мхом утесы, которые омывает река жизни."

Метки: Психотерапия,

О непрофессионализме некоторых психологов

О непрофессионализме некоторых психологов

03.06.2016
4346
Психоаналитик Кирилл Крыжановский: «Идея высказаться о проблеме появилась после того, как прочел статью Как отучить мужа пить. Не согласился с ней и решил выразить свое несогласие в виде собственной статьи».

Метки: Психотерапия,

Добро и зло психотерапии

Добро и зло психотерапии

27.05.2016
5985
Пациенты психотерапии подразделяются на две группы. Первым достаточно снять несколько наиболее острых конфликтов, чтобы продолжить затем наслаждаться положительными аспектами своей болезни. Вторые же чувствуют, что с этим миром в целом что-то не так и задают вопросы куда более глубокие. Одна из больших ловушек психотерапии состоит в том, что нельзя пациентов одного типа лечить от болезней другого типа.

Метки: Психотерапия,

Психоанализ: зачем, кому и когда это нужно?

Психоанализ: зачем, кому и когда это нужно?

12.05.2016
4426
Если человек никогда не соперничал, не боролся, не дрался, он не поймет, что такое радость битвы, не поймет насколько свободней и легче жить и дышать, когда ты можешь позволить себе рассердиться.  

Метки: Психотерапия,

Интервью недели

Как перестать быть жертвой, в чем вина наших родителей и как сделать детей счастливыми

Как перестать быть жертвой, в чем вина наших родителей и как сделать детей счастливыми

Известный психолог Михаил Лабковский очень четко может объяснить, чем отличаются здоровые люди от невротиков, и почему жить нужно, получая удовольствие.

Михаил Лабковский

Психолог

Поделиться

Метки

...