Критическое мышление

1 августа 2016
1717

Мария Кудрявцева
Психолог, психотерапевт


Cogito, ergo sum (лат. — «Мыслю, следовательно, существую»)
Рене Декарт


Многие ученые-философы определяют различие между человеком и животным именно способностью к осознанной мыслительной деятельности. Но, как ни парадоксально, мыслят люди очень по-разному и порой эта «деятельность» больше напоминает растительную жизнь. Критическое мышление – вот что дает возможность человечеству двигаться вперед на пути развития.

Метод критического мышления базируется на анализе информации и позволяет строить собственные суждения исходя из имеющихся фактов. Кроме того, сюда включается и способность эти факты оценивать на истинность, выделять сомнительные данные и подвергать их проверке.

Почему мыслить критически так важно?

Любая деятельность, в том числе и мыслительная, требует приложения определенных усилий, а люди подсознательно не любят трудиться. А ещё, каждый человек имеет сложившуюся систему ценностей, авторитетов, чьим суждениям вполне доверяет.

Поэтому многие, на самом деле, предпочитают не думать вообще, а использовать готовые, шаблонные решения, мотивируя это тем, что «все так делают, вот и я не буду «белой вороной». Но если мыслить как все, то и достигнуть в жизни можно не больше, чем все остальные, а как же прогресс?

Критическое мышление заставляет пересмотреть систему жизненных ценностей, увидеть новые пути решения поставленных задач. Оно необходимо потому, что жизнь меняется всё время и порой шаблонных решений ещё просто не существует, а «авторитеты» и сами пока не знают, что правильно, а что нет.

Умение мыслить критически никак не связано с уровнем образования и интеллекта. Яркий пример тому – маленькие дети. Малыши свободны в своей мыслительной деятельности, не ведают назначения многих предметов и применяют их так, как считают нужным, высказывают нетривиальные, свои собственные мысли, порой ошибочные, но зачастую поразительно верные и рациональные. Они ещё даже в школе не учатся, о жизни мало что знают, зато свободны от стереотипов и действительно думают, а не подгоняют решение под известный, шаблонный ответ.

Разумеется, это не означает, что учиться не стоит. Ведь чтобы высказать свое мнение о книге, её надо прочитать. Чтобы определить степень полезности изобретения, необходимо разобраться в основах его работы.

Прежде чем давать оценку чему-либо, стоит собрать информацию и конечно, если вы уже обладаете необходимыми знаниями, это сэкономит время на генерирование мнения. Только знания тоже должны подвергнуться критической оценке – действительно ли это факты или вы опять оперируете стереотипами?

критическое мышление.jpg

Противостояние системы образования и формирования критического мышления

Все мы получаем образование. Среднее, в школе, — обязательно, среднее профессиональное или высшее – по желанию. Очень часто приходится слышать, что именно школа должна научить детей думать. Но на практике всё происходит с точностью до наоборот.

Основа школьного образования – запоминание материала, его усвоение и умение выдавать «правильное», то есть заранее известное решение. Оно может быть найдено с применением полученных знаний, может – интуитивно, что характерно для творческих натур, но это будет не ваше мнение, а готовый шаблон.

Наиболее показательный пример – сочинение на тему «Что автор хотел сказать своим произведением». Ответ известен, требуется только облечь его в необходимое количество слов и правильно расставить знаки препинания.

Фактически, никого не интересует мнение ученика, а лишь его грамотность на письме. При этом если ребенок всё же проявит критическое мышление и выдаст нетривиальный ответ, он может и двойку получить «за содержание».

Это не значит, что не существует критически мыслящих педагогов, но система образования построена так, что куда легче заставить всех усвоить некий алгоритм и не выходить за его пределы, чем проявлять индивидуальное отношение к каждому ученику.

То, что в итоге вырастает поколение, фактически не умеющее думать самостоятельно, никого не волнует, а порой и специально культивируется, ведь ведомыми людьми куда легче манипулировать. Поэтому приходится использовать метод «помоги себе сам» и учиться критическому мышлению отдельно от получения базовых знаний.

Профессор Дэвид Клустер (США) вывел пять признаков критического мышления:

1. Самостоятельность.

2. Обобщение.

3. Выявление проблемы и её оценка.

4. Аргументирование.

5. Социальная ориентация.

Опираясь на эту последовательность, можно разработать методику развития критического мышления.

1. Если думать, так самостоятельно!

Прежде всего, надо понять, где проходит грань между сбором информации и поиском готового ответа. Если вы прочитали книгу, можете самостоятельно дать ей оценку? Или перейдете к рецензиям, которые зачастую публикуют в конце произведения, поищите отзывы в Интернете и станете повторять их частично или полностью?

Это простейший тест. Вот с оценкой событий, о которых мы узнаем из средств массовой информации куда сложнее. Новости в газетах и по ТВ подаются таким образом, что «правильная» реакция на них должна последовать на подсознательном уровне.

А уж всевозможные аналитические программы, где серьёзные ведущие и гости с хорошо подвешенными языками высказывают готовые решения, совершенно противопоказаны тем, кто стремится развить критическое мышление. Ну, разве что в качестве ещё одного способа тренировки – «конфликт».

Стоит нарочно отбирать спорные, противоречащие вашему мнению точки зрения, или представлять, как они могли бы выглядеть, «вывернутыми наизнанку», то есть конфликтовать с собственными и общественными стереотипами.

И всё же основа самостоятельного мышления – достоверность данных, которыми приходится оперировать. Не стоит доверять слухам типа «знакомый знакомого сказал знакомому», надо учиться не только обрабатывать, но и искать информацию, добираться до первоисточника возникновения сведений. В этом случае вы получите факты, не искаженные призмой чужого мнения, выгодной подачи новости, аналитики и т.п.

2. Привести факты к общему знаменателю.  

Сегодня мы можем наблюдать перенасыщенность социума информацией. Печатные издания, радио, телевидение, Интернет – отовсюду на нас льется бурный поток сведений на любую тему.

Поэтому обдумывая то или иное событие мы, как правило, получаем данные из нескольких источников и стоит, для начала, их обобщить. Ученые часто ставят мысленные эксперименты, но куда эффективнее довериться бумаге (или её электронному аналогу).

Не стоит пытаться удерживать всю информацию в голове и одновременно ей оперировать, тем более, если сведения поступают не одномоментно.

Выпишите основные тезисы по теме, которую собираетесь оценивать. Посмотрите, не вступают ли они в противоречие. Такое часто случается при получении данных из разных источников и означает, что информация прошла обработку для формирования «правильного» мнения у получателя.

Попробуйте пересказать новость своими словами, опираясь на получившуюся запись. Здесь поможет навык пересказа, которому учат в школе – надо не цитировать текст бессмысленно, как попугай, а выделить и запомнить основную мысль. После того, как вы поймете, о чем на самом деле была новость, можно формировать личное мнение о ней.

3. И в чем же проблема?

Когда вы добрались до первоисточника данных, отделили зерна от плевел, определили основу информации, но до того, как начнете высказывать свое критическое мнение, задайте себе вопрос «зачем?» — это лучший способ проверки на шаблонность.

Ответ «потому что» сразу обнажит подвох. Он закладывается на подсознательном уровне и четко подвязывается на ассоциативное мышление. То есть выдается автоматически, связкой «стимул-реакция» (небо – синее, огонь – жжется, не спорь со старшими, потому что они умнее и т.п.). А вот если сказать «для того, чтобы», придется задуматься о логичности, целесообразности действий.

Критическое мышление развивается опровержением стереотипов, то есть того, что представляется естественным, привычным. Именно действия, о которых в повседневной жизни мы не привыкли размышлять, и формируют привычку «думать» шаблонами.

Наша жизнь состоит из автоматических действий. Утром умываемся и чистим зубы, идем на работу одним и тем же путем, в течение трудового дня тоже не особенно вникаем в суть происходящего, подчиняясь выработанному алгоритму.

Понятие «человеческий фактор», кстати, включает в себя, в том числе, и направленность человеческого сознания на совершение привычных действий даже в те моменты, когда требуется индивидуальное решение.

Человек не думает и потому просто не понимает, что ситуация изменилась, не различает нюансов, словно робот совершает отработанную процедуру, что может привести к трагедии. Приобретите привычку отходить от алгоритмов, смотреть на вещи «свежим взглядом», повторяйте «я открыт для новых идей, для критического восприятия вещей».

Подумайте, то, что вы делаете – это ваше осмысленное решение, или кто-то вас научил «правильным шагам» и вы бездумно их повторяете? Начните с малого – отправьтесь на работу новой дорогой, возможно, вас ждут интересные открытия!

Если новость преподносится не как набор сухих фактов, а имеет эмоциональную окраску или сопровождается комментарием о правильности или неправильности, спросите себя «зачем?»

4. Встать, суд идет!

Итак, вы собрали факты, проанализировали их и получили собственное мнение. Но в отношении своих мыслей тоже не повредит провести проверку на критичность. Субъективное восприятие действительности и стереотипы – вещи очень коварные, въедливые, от них так просто не избавиться.

Не бывает непогрешимых людей, каждый может ошибиться, особенно если оперирует в незнакомом информационном поле, непривычными понятиями.

Для человека нормально и естественно заблуждаться просто потому, что думать обо всех своих действиях «я всегда прав», равно как и «я не прав» — признак психического расстройства.

Представьте, что вы в суде и доказываете свою правоту. И судья, и присяжные не только знают о критическом мышлении, но и умеют применять этот метод. Чтобы их убедить, аргументы потребуются продуманные, взвешенные, неопровержимые. Можно выйти со своим мнением «в народ» — побеседовать с родными, знакомыми.

Тут вам придется следить не только за собственными доводами, но и одновременно анализировать высказывания оппонента. Будучи подготовленным, вы удивитесь, насколько умные, в общем-то, люди не умеют выходить за рамки шаблона. Почти наверняка 90% контраргументов будут заключаться в «потому что», а не «для того, чтобы».

5. Проверка выводов на жизнеспособность

Делая даже самые правильные и критичные выводы, не стоит забывать, что мы живем в социуме и каждое решение должно быть социально ориентировано. Даже при просмотре фантастических фильмов порой закрадывается мысль, что и действуя в космосе среди инопланетных монстров человек бы так не поступил.

Вот и ваше критическое мнение должно быть не теоретизированием, пусть и самым логично выстроенным, а инструментом, применимым к реальной жизни. Должно приносить пользу, повышать социальную адаптацию.

Мыслить критически не означает высказывать радикально противоположную общепринятой точку зрения. Ваше мнение должно иметь возможность существовать в реальном социуме с учетом возможных последствий его осуществления.

Помимо вас существуют критически мыслящие люди. Поэтому ваша мысль может оказаться огорошивающей, неординарной, а может выглядеть вполне общеизвестной. Главное, что к решению вы пришли самостоятельно, полностью его осознаете и принимаете, сможете развивать идею дальше в условиях изменяющегося социума.

В заключение:

Как ни парадоксально, критическое мышление тоже можно довести до автоматизма. Это только поначалу будет казаться, что выполнение всех описанных рекомендаций дело трудоемкое и громоздкое. Но стоит только начать, почувствовать, как сознание расширяется, а мир наполняется новыми смыслами, и подвергать реальность критической оценке вы станете с удовольствием.

 

Метки: Личность,

Комментарии для сайта Cackle

Читать по теме:

Что по почерку можно узнать о человеке

Что по почерку можно узнать о человеке

05.01.2017
7428
Психолог, графолог Светлана Коваленко: "Основными элементами анализа почерка является оценка трех зон буквы: оценка движения, наклона и направления штриха. Три зоны почерка легко соотносятся с тремя областями жизни человека. Верхняя зона раскрывает философские интересы. К ним относится религиозность, цели и планы, другие философские идеалы. Средняя зона..."

Метки: Личность,

Шерлок Холмс: социопат или депрессивный маньяк?

Шерлок Холмс: социопат или депрессивный маньяк?

04.01.2017
2093
Немало сломано копий в попытках понять загадочную душу величайшего и единственного в мире консультирующего детектива. Какими только диагнозами его не награждали: психопат, социопат, аутист, маньяк.

Метки: Личность,

Где искать себя?

Где искать себя?

16.11.2016
3616
Психолог Илья Латыпов: "На мой взгляд, безнадежное это дело – искать ответы на вопросы «как найти себя», «как найти какие-то увлечения» или «как найти энергию» - внутри себя самого. Там ничего нет. Наше «я» - пусто, и поэтому вопрос, обращенный к самому себе, возвращается отраженным эхом".

Метки: Личность,

Что вы говорите миру: как поменять табличку на груди?

Что вы говорите миру: как поменять табличку на груди?

12.11.2016
5811
Психолог Ольга Сирота: "Женщина вышла в мир и говорит: я собираюсь замуж, я жду встречи, я ищу его, я готова. Она даже накрашивается красиво, наряжается соответствующе и идёт в места скопления потенциальных женихов/будущих мужей. Но. Сколько бы она ни красилась и сколько бы ни наряжалась, всё не то и не так. Почему?"

Метки: Личность,

Речь отражает состояние ума

Речь отражает состояние ума

08.11.2016
5176
Заметьте, что чем больше в нас эгоизма, зависти, недоброжелательности, тем труднее нам говорить о ком-то тепло. Чем более грубая речь, тем менее мы гармоничны, поэтому тем более суровые уроки жизни получаем.

Метки: Личность,

"Мой Темный попутчик": работа с теневыми аспектами Личности

"Мой Темный попутчик": работа с теневыми аспектами Личности

04.11.2016
1867
Гештальт-терапевт Тина Уласевич: "Если человек отрицает наличие Тени, то в какой-то момент у него возникает жуткое ощущение того, что он живёт не своей жизнью. Что кто-то другой пользуется всем, за что платит сам человек. Что он проживает чужую жизнь, "задвинув" в Тень свою. Например: это мама хотела быть экономистом, а не дочь. Нарушать правила - необходимое условие взросления".

Метки: Личность,

Истоки человеческой лени

Истоки человеческой лени

15.10.2016
1626
В психологической практике я обратила внимание, что "лень" не случается просто так, только лишь из-за отсутствия силы воли. Часто лень оказывается симптомом, имеющим в своей основе разнообразные причины.

Метки: Личность,

6 печальных последствий высокого интеллекта

6 печальных последствий высокого интеллекта

03.10.2016
1890
По­че­му ино­гда ин­тел­лект может обер­нуть­ся про­кля­ти­ем. Воз­мож­но, вы ду­ма­е­те, что жизнь была бы проще, счаст­ли­вее и при­но­си­ла бы вам боль­ше удо­вле­тво­ре­ния, если бы ваш IQ был на несколь­ко пунк­тов выше. Но это да­ле­ко не так.

Метки: Личность,

Заниженная и завышенная самооценка

Заниженная и завышенная самооценка

13.09.2016
1938
Психолог Ирина Дражевская "В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: "Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой? Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе"

Метки: Личность,

Жизнь как бизнес

Жизнь как бизнес

06.09.2016
2308
Какой самый главный и глобальный бизнес-проект каждого из нас? Одна человеческая жизнь. В каком случае ее можно считать успешной? В единственном случае — когда человек умирает счастливым и здоровым. Желательно на выдохе. Есть понятие — душа успокоилась, сделала все что планировала — и ушла с последним выдохом.

Метки: Личность,

Дети как средство решения своих проблем

Дети как средство решения своих проблем

27.08.2016
890
Ребенок, как способ исправить свои ошибки — тоже популярное явление. Ребенок используется, как возможность прожить жизнь заново и по-хорошему или доказать свою правоту всему миру. «Вот будут у меня дети — я их буду воспитывать по-другому», «Вот будет у меня ребенок, я его научу, как правильно жить».


Метки: Личность,

Как закрыть гештальт

Как закрыть гештальт

24.08.2016
34604
Многие знают выражение "незавершенный гештальт". Это похоже на зависшую компьютерную программу, которая мешает работать всему остальному. Самая большая засада с незавершенными гештальтами в том, что завершить многие из них просто так нельзя.

Метки: Личность,

Магия волос

Магия волос

07.08.2016
1950
Психолог Анна Кирьянова: "В некоторых случаях стрижка и даже обривание наголо считаются необходимым обрядом или действием. Психологи советуют постричься после перенесенной утраты, большого горя – в волосах скапливается память о негативном событии."


Метки: Личность,

Семилетние циклы жизни человека

Семилетние циклы жизни человека

03.08.2016
44032
Каждый цикл завершается кризисом, ведущим к следующему этапу.

Метки: Личность,

Вред эгоизма

Вред эгоизма

26.07.2016
1642
Откровенные эгоисты всегда оказываются изгоями. Им нужно иметь очень много родительского наследства, чтобы позволить себе быть эгоистами и не оказываться изгоями, им придется отдавать деньги направо и налево, чтобы люди согласились потакать их эгоизму.

Метки: Личность,

Добро и зло

Добро и зло

23.07.2016
1149
Когда в книгах, фильмах или наших жизнях идет нескончаемая борьба добра со злом — это всегда борьба за собственную важность замаскированная искренней, но ложной верой в праведность одних и греховность других. Это то самое добро, которое и есть причина всякого зла.

Метки: Личность,

О самом большом несчастии человека

О самом большом несчастии человека

22.04.2016
4953
Никакого другого несчастья не бывает — все человеческое горе вертится вокруг нашего «Я» и вопроса о его достоинстве. Это чувство неясной, но глубокой тревоги относительно своего места в жизни. Неопределенное беспокойство, навязчивый вопрос, витающий в воздухе — тварь ли я дрожащая?

Метки: Личность,

Везунчики и неудачники

Везунчики и неудачники

18.04.2016
2078
В чём разница между везунчиками и неудачниками? И почему к одним из них судьба благосклонна, а к другим – нет. Попробуем нарисовать портрет оного и другого типа и сопоставить, чтобы разобраться, «откуда ноги растут».

Метки: Личность,

Про трудности выбора и ответственность

Про трудности выбора и ответственность

06.04.2016
1203
Сидящий «на перекрестках, не выбирая ни одной дороги, потому что не может выбрать обе» – замечательно точный образ человека, неспособного принять решение.

Метки: Личность,

Гордость и ничтожество — фундамент социальности

Гордость и ничтожество — фундамент социальности

12.03.2016
3290
Жалость к себе и чувство собственной важности, как основа социальной жизни.

Метки: Личность,

Как полюбить других?

Как полюбить других?

13.10.2015
1256
Некоторым из нас сложно испытывать уважение к другим людям, не говоря уже о любви. Это происходит потому что мы носим с собой детские обиды и страхи, даже когда становимся взрослыми.

Метки: Личность,

Интервью недели

Что такое эмпатия, как давать советы и как научиться говорить нет

Что такое эмпатия, как давать советы и как научиться говорить нет

Почему непрошенные советы неэффективны, как реагировать на незнакомцев, которые комментируют вашу внешность, и зачем развивать в себе способность к эмпатии.

Вячеслав Москвичев

Психолог, нарративный практик

Поделиться

Метки

...