Как не вырастить инфантила

9 февраля 2017
5630

Автор: Денис Осин, психолог  

Размышление об инфантильности

Инфантильностью в наше время никого не удивить. Она давно стала частью нашей жизни. Как ни странно, но одной из причин массовой инфантильности является улучшение жизни. А также косвенно на это влияет увеличение срока образования и повышение возраста с которого человек начинает зарабатывать самостоятельно. Речь идёт, конечно, о психологическом инфантилизме.

Но давайте по порядку.

Инфантильность - это незрелость человека, из-за которой в его поведении мы можем видеть проявления более ранних возрастных этапов.  Чтобы было понятно, приведу сильно утрированный пример: взрослый человек, лет 35, пришел в магазин и хочет что-то купить. Этого нет в наличии, тогда он бросается на пол магазина и начинает истерично кричать, плакать и биться о пол.

На лицо явное несоответствие возраста и поведения. Это и есть инфантилизм. В материале про детские истерики я писал что можно с этим делать. Но тут вопрос другой - здесь расхождение возраста и поведения.

Если мы сравним наше время и более ранние века, например, 17-18, то мы увидим насколько велико расхождение возрастных границ. Возраст, который раньше считался взрослым, мы сейчас относим к подросткам. А современный взрослый возраст ранее считался глубокой старостью: из записок 16-летнего Пушкина: «Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся. Ему было тридцать четыре года — возраст угасания». А это не так далеко от нас - 19 век.

Почему такое происходит?

Причины можно разбить на несколько групп:
  • условия жизни
  • социальная среда
С условиями жизни всё достаточно просто. В настоящее время условия жизни, чаще всего, не требуют выживания. Ребенок растет в относительно комфортной среде. Если вы сравните условия жизни в 16 веке и сейчас, то разница будет очевидна. В 16 веке средняя продолжительность жизни составляла в разных странах от 20 до 35 лет. И неудивительно, что человек в 15 лет знал и умел всё, что ему требуется для жизни и обзаводился своей семьей. В настоящее время 15 лет - это подросток, почти ребенок, находящийся на обеспечении родителей.

Социальная среда

К социальной среде охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру.  Давайте возьмем возраст окончания школы - 17 лет и рассмотрим этот возраст с различных точек социальной среды.

Экономика

Часто 17 летнему человеку нет необходимости зарабатывать самостоятельно. Так как его ещё обеспечивают родители. И даже если он зарабатывает сам, то чаще всего живет в доме родителей и тратит заработанные деньги не на обеспечение своей жизни.

Общественные институты

Мне кажется, что достаточно одного факта: возраст полного совершеннолетия в России 18 лет. В некоторых странах 14, а во многих 21. То есть с точки зрения общественных институтов, в 17 лет человек ещё ребенок, который не может принимать решения и отвечать за них.

Общественное сознание и культура

Общественное сознание - это совокупность представлений. Представьте, что вас знакомят с человеком  и вы узнаете, что ему 17 лет. Как вы к нему отнесетесь: как к взрослому или как к ребенку? Скорее всего, как к человеку, который скоро станет взрослым. То есть не как к ребёнку, конечно, но и не как к взрослому.

Ещё совсем недавно - в произведениях Пушкина и Шекспира 14 лет это был возраст, в котором люди вступали в брак. И это отражалось в культуре и творчестве:
  • Марья Гавриловна из «Метели» Пушкина была уже немолода: «Ей шел 20-й год»
  • Маме шекспировской 14-летней Джульетты было 28 лет.
  • Ивану Сусанину, когда он совершал свой подвиг, исполнилось аж 32 года (у него к тому времени была уже взрослая 16-летняя дочь на выданье).
  • Старухе-процентщице из романа Достоевского «Преступление и наказание» было 42 года.
  • Анне Карениной на момент ее трагической гибели было 28 лет, Вронскому — 23 года, старику — мужу Анны Карениной — 48 лет (в начале описанных в романе событий всем на два года меньше).
  • Старикану кардиналу Ришелье на момент описанной в романе А. Дюма осады крепости Ла-Рошель было 42 года.
Но на самом деле всё это связано с одним фактом - средним возрастом жизни человека. Как я писал выше, средний возраст жизни человека долгие века составлял 20-35 лет и только в начале 20 века (!) средний возраст стал 50 лет.

В наше время улучшилось качество питания, стала лучше медицина, меньше проблем с условиями жизни. Всё это позволяет людям жить дольше.

Но является ли это причиной инфантильности?

Нет. Не является. Более того, я думаю, что инфантильность как явление было всегда. Только мы не знаем об инфантилах 16 века - они чаще всего умирали рано и о них ничего не известно.

Давайте вернемся к определению: инфантильность - это незрелость человека, из-за которой в его поведении мы можем видеть проявления более ранних возрастных этапов.

Мы не сравниваем людей разных эпох, чтобы понять инфантилен ли человек. Мы смотрим насколько он отвечает своему возрастному этапу в своём времени. И причиной инфантильности является низкая скорость психического развития. Из-за этого появляется несоответствие реального возраста и поведения, которое удобно человеку.

Если мы посмотрим возрастные периодизации - описание стадий психического развития человека и их соотнесение с возрастом, то мы увидим в периодизации Выготского, что каждый возрастной период проходит две стадии: спокойное развитие и критическое развитие. Во время спокойного развития человек набирает опыт, знания, приспосабливается к жизни в текущих условиях. Переход к следующему возрастному периоду предшествует появлению неудовлетворенности ребенка тем местом, которое он занимает среди людей, и стремлению это место изменить. Это стадия критического развития или иначе говоря - кризис.

Если человек не проходит стадию критического развития, то он застревает в предыдущем психологически комфортном этапе и начинает развиваться инфантилизм. Чем больше застреваний, тем больше расхождения между реальным возрастом и психологическими проявлениями.

Итак, подытожим:

Инфантилизм не зависит от времени в котором живет человек.

Инфантилизм связан с психическим развитием человека, а именно прохождением кризиса из-за неудовлетворенности местом, которое он занимает и стремлением эту ситуацию поменять. В процессе этого перехода у человека появляются новые потребности и уровень ответственности.

Как не вырастить инфантила

На мой взгляд, основной задачей родителя является подготовка ребёнка к самостоятельной жизни. То есть к жизни без родителей. Самостоятельно себя обеспечивать, принимать самостоятельные решения, отвечать за свой выбор. Оценивать перспективы и риски по своим решениям, пробовать новое, сомневаться, думать и действовать. Это и есть задача родителя - научить этому всему.

Как не вырастить инфантила.jpg

Ну а теперь к инфантилизму.

Вспомним определения:

Инфантилизм – это сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Это психическая незрелость человека, из-за которой в его поведении мы можем видеть проявления более ранних возрастных этапов.

Давайте попробуем разобраться какие особенности присущи детскому возрасту. Это несамостоятельность в принятии решений и последующих действиях, зависимость от взрослых и требование заботы и низкая оценка рисков, особенно отдаленных.

Инфантилизм может развиваться из совершенно разных предпосылок. Он появляется и у ребенка, которого зашугали, и у ребенка, который живёт в состоянии вседозволенности. Это связано с тем, что и в первом, и во втором состоянии у ребенка не вырабатывается самое главное качество - самостоятельность.

Первое, что необходимо сделать родителю, который хочет, чтобы его ребёнок взрослел - дать ребенку самостоятельность. Важное примечание (!): самостоятельность должна быть по возрасту.

Если вы захотите дать двухлетнему ребенку обязанность обеспечивать свою жизнь, то ничего хорошего не получится. Однако, вы можете давать возможность принимать самостоятельные решения даже маленькому ребенку. Просто эти решения будут в некоторых рамках.

Например: какой сок он будет пить сегодня или какую кашу есть. Заметьте, не что он будет есть - тут ваша ответственность как родителя за правильное питание ребенка, а какую кашу будет есть ребенок. Такой подход закладывает два основополагающих момента: самостоятельный выбор с одной стороны и нормы и границы с другой стороны.

Когда ребенок растет, то и зона его самостоятельности и ответственности увеличивается. Поле, в котором можно давать ответственность - огромно. Это все проявления жизни. Какую игрушку купить, какого цвета футболку надеть, что из предложенного выбрать на завтрак-обед и т.д. При появлении новых сфер жизни - школы, внешкольных занятий и роста ребенка увеличивается и сфера его самостоятельности.

Задача родителя - постепенно передавать ребенку ответственность за различные сферы его жизни с целью подготовить ребенка к самостоятельной взрослой жизни. В идеале, к окончанию школы ребенок должен знать и уметь делать всё, что ему может пригодиться в жизни. От уборки квартиры до организации своего дня, недели, месяца.

Самостоятельность обязательно должна быть связана с ответственностью. Ответственность - это признание себя причиной того, что происходит. Например, если ребенок выбрал попробовать персиковый сок, вместо любимого яблочного, то он пьет персиковый сок. Или не пьет. А вы как родители рассказываете ему, что это выбор. Это его собственный выбор ему сейчас не понравился.

Но выбор для того и существует, чтобы пробовать новое и понимать нравится тебе или нет. Или ребенок постарше, после того как договорились, что он сам гладит себе вещи, вдруг понимает, что ему надо уже выходить, а рубашка / блузка не поглажены.

Неправильное поведение родителя - бросаться гладить ребёнку вещь. Правильное - дать ребёнку выбор: гладить сейчас и опоздать или надеть что-то другое, или надеть это, но мятое. Для родителей это не просто. Но ведь и задача не такая, чтобы родителям было просто. Задача - научить ребенка принимать на себя ответственность и быть самостоятельным.

Из самостоятельности и ответственности растут как побеги снижение требований о заботе, оценка рисков и критичность отношения к себе и окружению (то есть оценка возможностей и вероятностей).

Для примера, давайте рассмотрим случай с подростком и одеждой. Сейчас март, ещё прохладно, а подросток хочет пойти на улицу в легкой ветровке. Вы как родитель, желающий помочь ребёнку стать взрослым, можете предложить оценить вероятность замёрзнуть при таком выборе одежды.

Это позволит ребенку принять самостоятельное решение о выборе одежды, научиться оценивать возможные риски и принимать ответственность за свои решения. Хотя, бесспорно, привычнее пошуметь и навязать свой вариант одежды. Привычнее, только пользы меньше. Особенно мало пользы для отношений между  родителем и ребёнком. Так что это ваш выбор и ваша ответственность какую линию поведения по отношению к ребенку выбрать.

Резюмирую

Чтобы ребёнок не рос инфантилом, а становился взрослым, необходимо:
  • Научить его принимать самостоятельные решения;
  • Научить его нести ответственность за свои решения;
  • Научить оценивать риски (то есть прогнозировать последствия решений и оценивать перспективы);
И этим всем снизить зависимость ребёнка от родителей (то есть от вас).

Источник

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Комментарии для сайта Cackle

Читать по теме:

Милое чудовище

Милое чудовище

26.04.2017
13532
Психолог Катерина Мурашова: "Я человек непугливый, а уж на приеме пугаюсь совсем редко — слишком много всего видела за четверть века практики. Но, как всем известно, не бывает правил без исключений."

Метки: Психотерапия, Неблагополучная семья, Трудное поведение, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии,

"Меня били - и ничего, человеком вырос"

"Меня били - и ничего, человеком вырос"

19.04.2017
4629
Экзистенциальный психотерапевт Екатерина Бойдек: "Я слышала эти истории не раз. Как это было всегда неожиданно. Как нельзя было никак предотвратить и защититься. Как нельзя было плакать, жаловаться и вообще что-то чувствовать. Истории про то, как били родители."

Метки: Домашнее насилие, Неблагополучная семья, Психическая травма, Детско-родительские отношения,

Как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос жестоким. Инструкция

Как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос жестоким. Инструкция

18.04.2017
2442
Насильник — единственный, кто на самом деле ответственен за произошедшее. Так почему насильников так много и как с этим быть? Детский клинический психолог и игротерапевт Ирина Катин-Ярцева объясняет, откуда берется склонность к насилию и как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос жестоким.

Метки: Воспитание, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

Инфантил: есть ли перспективы у ваших отношений?

Инфантил: есть ли перспективы у ваших отношений?

16.04.2017
5272
Психолог Михаил Лабковский: "Определить, инфантилен ли мужчина, можно буквально на первых свиданиях с ним. Типичная реакция такого мужчины на любые неожиданные события (в ресторане нет свободных столиков, в кинотеатре изменили расписание сеансов, негде припарковать машину): «Ой, а что же делать?» То есть ему в голову не приходит начать решать возникшую проблему. Он сходу перекладывает ответственность на вас."

Метки: Отношения, Инфантильность, Женщины, Мужчины,

О тех, кого рано лишили детства. И взрослости тоже

О тех, кого рано лишили детства. И взрослости тоже

14.04.2017
12722
Екатерина Бойдек, экзистенциальный психотерапевт: "Есть такие дети, которые слишком рано повзрослели. Повзрослели потому, что не было рядом с ними надежных взрослых, родителей, на которых можно положиться. Пьющий, непредсказуемо, то пьяный, то трезвый папа. Инфантильная мама, не способная к принятию решений, вечно обижающаяся, перекладывающая на ребенка ответственность за свое состояние."

Метки: Инфантильность, Психическая травма, Психологические защиты, Детско-родительские отношения,

Расставание со сказкой

Расставание со сказкой

13.04.2017
6156
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Непросто расставаться со сказкой, так как сложно отказаться от идеи волшебного изменения жизни извне. Детская магическая инфантильная установка к жизни сохраняет веру в волшебную помощь извне – кто-то придет и решит твои проблемы."

Метки: Инфантильность,

Почему не работают разговоры "по Гиппенрейтер"

Почему не работают разговоры "по Гиппенрейтер"

11.04.2017
6791
Экзистенциальный психотерапевт Екатерина Бойдек: "Сейчас я понимаю, что не работало. Во-первых, хотя внешне пыталась изобразить эмпатию и сочувствие, внутри было совсем другое: желание поменять состояние ребёнка. Я не выдерживала его грусть, его горе, хотела немедленно их убрать. Я говорила вслух "ты грустишь", а про себя практически билась в истерике "прекрати так чувствовать, это невыносимо, поменяйся немедленно!". И, конечно, мой чувствительный сын считывал именно это."

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Сила семьи

Сила семьи

08.04.2017
3119
Гештальт-консультант Наталия Спирина: "Большое влияние на наши отношения с женами и мужьями, и с детьми тоже, имеют отношения с предшествующими супругами или партнерами. Удалось ли нам расстаться с ними, что называется по-хорошему, сохранив человеческое отношение друг к другу?"

Метки: Семья, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии, Семейные расстановки,

Родители-рабы

Родители-рабы

05.04.2017
16379
"Ты лучший", "все будет хорошо", "все получится" - многие мамы считают, что должны непрерывно это озвучивать, иначе ребенок потеряет мотивацию. Сначала он чуть что будет прибегать к вам, чтобы вы утешали его и подбадривали, но вскоре у него может появиться к вам ненависть. Окажется, что вы его обманули, вы не авторитетная фигура в большом мире, вы обычная домохозяйка, не уважаемая в социуме. Это все равно как если бы он вдруг узнал, что является чемпионом мира в пределах вашей кухни и все смеются над его кубками из бумаги."

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Кто такие токсичные родители: проблема постсоветского пространства

Кто такие токсичные родители: проблема постсоветского пространства

04.04.2017
7037
Клинический психолог Юлия Лапина: "Токсичные родители – это вообще про тонкие материи. У нас в обществе пока что не до конца табуировано даже физическое насилие по отношению к детям, а тема о вербальном насилии и уж тем более о токсичных манипуляциях – вообще что-то из рубрики «их нравы» (читай – зажрались)."

Метки: Депрессия, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Как воспитывать сына (для женщин)

Как воспитывать сына (для женщин)

02.04.2017
5799
Психолог Павел Зыгмантович: "Начнём с главного – мальчик, растущий без отца, вовсе не обязательно станет «каким-то не таким». Это распространённый страх, но рациональных оснований у него немного. Мальчики из полных семей в массе своей не отличаются от мальчиков, растущих без отцов".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

У счастливых родителей счастливые дети

У счастливых родителей счастливые дети

01.04.2017
4102
Гештальт-терапевт Марина Цветкова: "На приеме женщина рассказала о сильной эмоциональной привязанности к сыну. Она посвятила ему жизнь: воспитывала, работала не покладая рук, отказывала себе во всем. А в ответ - лишь его раздражение. «Сын терпит меня, потому что я даю ему деньги», - жалуется несчастная мать. В ходе беседы выясняется...

Метки: Психотерапия, Семья, Детско-родительские отношения, Эмоциональная зависимость, Случаи из практики психотерапии,

Токсичная мать: неужели она нарочно?

Токсичная мать: неужели она нарочно?

30.03.2017
8859
Клинический психолог Юлия Лапина: "После общения с токсичной матерью уже взрослой дочери формально нечего сказать, но после фразы вроде «ой, ну конечно ты можешь ехать в отпуск с этим парнем, мне уже нужно привыкать быть одной, кому нужна старая больна мать, это понятно» - ощущения не из приятных. Вина - эффективный метод кнута, но токсичный для обеих сторон."

Метки: Чувство вины, Обида, Манипуляции, Детско-родительские отношения,

Спасительно-разрушительная сила детской клятвы

Спасительно-разрушительная сила детской клятвы

26.03.2017
2537
Психотерапевт Ирина Млодик: "И в этот момент, когда она предельно уязвима, раздавлена катастрофой, звеняще одинока, она дает себе нерушимую детскую клятву: "Я так никогда не поступлю! С моими детьми никогда такого не случится!"

Метки: Личность, Детско-родительские отношения,

Про детские психотравмы и взрослых невротиков

Про детские психотравмы и взрослых невротиков

24.03.2017
16389
Психолог Михаил Лабковский: "Многие считают себя интровертами. На самом деле интровертами они были не всегда. Просто в детстве они пытались поделиться с мамой и папой своими секретами и тут же выяснили, что это никому не интересно (услышали про некогда, отстань и не морочь мне голову)."

Метки: Невроз, Психическая травма, Детско-родительские отношения,

Как вырастить уверенного в себе ребенка

Как вырастить уверенного в себе ребенка

19.03.2017
19393
Психотерапевт Ирина Млодик: "Уверенный ребенок – ребенок, знающий свои права. Права – это основа достоинства. Человек, лишенный прав - подавленный, послушный - лишен и достоинства. Знать свои права полезно, потому что это позволяет уважать и чужие права. Это хорошая профилактика жертвенной позиции, из которой потом трудно выбраться".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Эмоциональный инцест

Эмоциональный инцест

16.03.2017
5927
Гештальт-терапевт Мария Гаспарян: "Эмоциональный инцест имеет место, когда отношения между родителем и ребенком (эмоциональные, не сексуальные) становятся похожи на отношения между двумя супругами, только вот, учитывая незрелость ребенка, это односторонние отношения, в которых родитель эмоционально «подпитывается» от ребенка, а ребенок, в итоге, чувствует ответственность за благополучие родителя".

Метки: Чувство вины, Созависимость, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения, Эмоциональная зависимость,

Гендерное неравенство, или эффект Зейгарник

Гендерное неравенство, или эффект Зейгарник

12.03.2017
16706
Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Я все время думаю о гендерной несправедливости. Во многих семьях, где отец присутствует только номинально или его вообще нет, мама делает ВСЕ. При этом ребенок носит фамилию и его отчество отца. Но потом ребенок вырастает – и забывает свое детство. Он видит только «достающую», «контролирующую», «сверхзаботливую» часть матери и борется с ней. Но эта часть появилась именно из-за того, что второго партнера просто НЕ БЫЛО."

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,

Психологический инцест в детско-родительских отношениях

Психологический инцест в детско-родительских отношениях

10.03.2017
14281
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "В реальной жизни отец может превращать дочь в «жабу» на символическом уровне – замечать в ней только плохое и отвратительное, саркастично и унижающе общаться с ней. С этим феноменом дочь зачастую сталкивается с началом взросления, мы назвали его «подменой» отца: еще недавно теплый, любящий отец «превращается» в придирчивого, колючего, агрессивного человека. Все это – способы удерживаться от инцеста и одновременно причинять боль своему ребенку."

Метки: Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

"Заморозка несконтейнированных детских травм – основа любой травли и дедовщины"

"Заморозка несконтейнированных детских травм – основа любой травли и дедовщины"

09.03.2017
58762
Клинический психолог Юлия Лапина: "Полный контейнер травм еще и всегда предсказуемая штука для манипуляций. Например, манипулирующий родитель легко может вывести из себя уже взрослого ребенка, вызвав ярость, обиду, раздражение одной лишь фразой вроде «А что, когда внуки то будут, мать уж помрет скоро, не дождешься тебя, все только о себе. Да что ты психуешь как всегда, что я такого сказала. Ой, ты с детства психованная».

Метки: Агрессия, Домашнее насилие, Детско-родительские отношения,

Что делать, если ваш ребенок рисует «синих китов»? Инструкция

Что делать, если ваш ребенок рисует «синих китов»? Инструкция

06.03.2017
5410
В последнее время опять массово заговорили о «группах смерти» в интернете и игре «Синий кит», где подросткам раздают «задания», которые якобы ведут к самоубийствам. Шквал публикаций в СМИ на эту тему вызывает у многих родителей чувство растерянности и тревоги. Как не поддаться панике и что делать, если вы заметили у своего ребенка интерес к игре?

Метки: Подростковый возраст, Детско-родительские отношения, Суицидальные мысли,

"Обвинять своих родителей полезно - это помогает оберегать взаимоотношения с другими"

"Обвинять своих родителей полезно - это помогает оберегать взаимоотношения с другими"

04.03.2017
6279
Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Часто взрослый человек разрушает свою семейную жизнь из-за непомерного чувства долга перед мамой. Он может жертвовать интересами супруги/супруга и детей ради причуд и материнских манипуляций, которые замечают все, кроме самого «ребенка». «Она столько для меня сделала», «Я ей стольким обязан».

Метки: Материнство, Психотерапия, Детско-родительские отношения,

Такой выгодный страх

Такой выгодный страх

03.03.2017
2607
Психолог Анастасия Платонова: "Показать собственную слабость — есть истинная сила, против которой нет оружия. Когда же ты делаешь страх причиной собственного бездействия, он начинает помогать тебе не двигаться, сидеть в "болоте и не чирикать", он шепчет тебе оправдания в твою пользу, и ты с радостью берешь их в свой арсенал. Тебе ведь страшно — зачем же подвергать себя лишним испытаниям, тем более, что ты совсем не уверен, что сможешь выйти из них победителем."

Метки: Страх, Инфантильность,

Дочери, которых не любили и тяжкая ноша семейных секретов

Дочери, которых не любили и тяжкая ноша семейных секретов

28.02.2017
8298
Клинический психолог Юлия Лапина: "Две вещи, которые мне приходится постоянно слышать от читателей, когда я пишу о токсичных матерях. Самая первая - «я думала, я одна такая» и в этих словах все одиночество нелюбимого ребенка. Вторая – «я никогда никому об этом не говорила, потому что боялась, что мне никто не поверит и даже если и поверят, будут думать, что это моя вина».

Метки: Материнство, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

"Мать, убивающая отца, убивает возможность ребенка быть счастливым"

"Мать, убивающая отца, убивает возможность ребенка быть счастливым"

26.02.2017
12936
Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Вчера на консультацию приходил клиент-мужчина. Он был у меня несколько лет назад, когда трудно и мучительно разводился с женой. Она ему изменила, потом развелась и подала в суд на раздел квартиры, в которой они проживали и которая принадлежала пожилым родителям мужа. Процесс был долгим и болезненным – суды, грязь, обвинения жены..."

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,

"Мы травмированы нашими матерями, но компенсации не будет"

"Мы травмированы нашими матерями, но компенсации не будет"

19.02.2017
46593
Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Зачастую клиент годами ходит «по тем же дорогам». Нет работы – виновата мама: она в детстве полностью блокировала мою поисковую активность. Нет девушки – виновата мама: ей никогда не нравились мои подружки. Развелась с мужем – виновата мама: не предоставила в детстве хорошую модель для подражания, ругалась с отцом. Плохие отношения с собственными детьми – виновата (угадали!) мама: я воспроизвожу семейный сценарий."

Метки: Материнство, Психотерапия, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Исцеление внутреннего ребенка или шаг на встречу к себе

Исцеление внутреннего ребенка или шаг на встречу к себе

16.02.2017
8206
Гештальт-терапевт Татьяна Буцовская: "Некоторым родителям трудно уважать своих детей как отдельных личностей. В результате они лгут, бьют, угрожают, презирают, принуждают, унижают и вторгаются в их личное пространство: «Руки у тебя не из того места! Да кому ты такая нужна!» В подсознании такого ребенка формируется негативный образ себя. И тогда многие отрекаются от себя еще в детском возрасте. Мы больше не хотим иметь ничего общего с этим перепуганным и глупым ребенком. Так возникает непринятие себя и нелюбовь к себе."

Метки: Неуверенность в себе, Детско-родительские отношения,

Я ударила ребенка. Что делать?

Я ударила ребенка. Что делать?

15.02.2017
2875
Семейный психотерапевт Вера Василькова: «Я ударила ребенка. Что мне делать?» - очень болезненный вопрос, который часто задают мамы. Это экстремальная ситуация, в ней требуются срочные меры помощи – и маме, и ребенку. Про детей написано много. Эта статья – для мам. О том, как пройти очень непростой момент и жить дальше.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Запрещенная женственность

Запрещенная женственность

14.02.2017
16148
Психолог Наталья Щербакова: "Дочери вечных юношей не чувствуют себя в безопасности, страдают от нестабильности, неуверенности в себе, тревожности, фригидности, слабости Эго. Стыд за отца, алко или наркозависимого, не умеющего сохранить достойную работу и поддерживать стабильный уровень жизни проецируется на себя. Условно можно выделить два сценария жизни, паттерна поведения у женщин, не получивших должной поддержки отца – «вечная девушка» и «амазонка в панцире»."

Метки: Сексуальность, Психотерапия, Женщины, Детско-родительские отношения,

Болезненная свобода

Болезненная свобода

14.02.2017
3745
Семейный психолог Дарья Грошева: "- Пирожок! - на весь магазин кричала молодая женщина. Навстречу ей бежал пухлый мальчик лет восьми. Пирожок. Представляю как рыхлый бледнокожий парень будет смотреть на меня безжизненными глазами, а за дверью его будет ждать бабушка, которая за терапию и заплатила потому что с мальчиком что-то не то. А что с ним может быть, если он Пирожок? Девочки смотрят на наглых и поджарых парней, ну или умных, но не на пирожков, потому что пирожки - они для бабушки."

Метки: Воспитание, Семья, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Интервью недели

Нарциссизм: ужас золотой середины

Нарциссизм: ужас золотой середины

Мы привыкли ставить знак равенства между нарциссизмом, эгоизмом и самовлюбленностью, но все ли так просто?

Ирина Млодик

Психотерапевт

Поделиться

Метки

...