Иллюзии об идеальном мире или опыт разочарования

30 сентября 2016
3202

Геннадий Малейчук
Психолог, гештальт-терапевт

Трудно расставаться с иллюзиями.
Воздушные замки прочнее железобетона.
Игорь Карпов


Сорвавшаяся с крючка рыба
всегда кажется больше пойманной.
Кобо Абэ

Постановка проблемы

Хороший контакт с реальностью – необходимое условие психического здоровья. Этот тезис уже стал аксиомой. Однако данное условие очень сложно определить. Это касается как понятия контакта, так и понятия реальности. Что такое хороший контакт и насколько он хорош? Каковы критерии хорошего контакта? Не легче обстоит вопрос и со вторым понятием этой пары – реальностью. Что такое реальность? Какова она? Существует ли вообще объективная реальность и насколько она объективна? В нашей статье мы не будем рассматривать все эти проблемные вопросы, а сфокусируемся лишь на одном из интересующих нас феноменов из этой области – идеализации.

В фокус моего рассмотрения в этом случае попадает понятие образа. Образ является "продуктом" восприятия-сознания (субъективный образ объективного мира). Образ всегда является сложным сочетанием объективного и субъективного, материального и идеального. В нем есть нечто от внешнего мира – воспринимаемого, сознаваемого объекта и мира внутреннего – личности самого воспринимающего-сознающего. В случае же идеализации мы имеем дело со смещением фокуса контакта с объективной реальности (воспринимаемого объекта) на реальность субъективную – личность воспринимающего. При этом происходит искажение объекта внешнего мира за счет инвестиции в образ личности воспринимающего. Объект в случае идеализации проективно наделяется некоторыми реально несуществующими позитивными качествами. В результате этого субъект – воспринимающий – контактирует по большей части с "инвестированным", идеализированным образом объекта, контакт же с реальным объектом в этом случае представляется весьма проблематичным.

Областью моего интереса в данной статье в первую очередь является контакт межличностный, точнее контакт со значимыми другими, близкими людьми. С нарушениями такого рода контактов чаще всего приходиться встречаться в психотерапевтической практике. Одной из причин возможных сложностей контакта с близким человеком является уже обозначенный нами феномен идеализации этого близкого.

Что ж тут плохого в идеализации – спросите вы?

Ведь воспринимая другого человека лучше, чем он есть на самом деле, мы даем ему шанс стать другим, лучшим! В том-то и сложность, что в такого рода восприятии мы не видим другого человека как такового, каким он является – иным, другим, и не принимаем его инаковости. В этом невидении и непринятии и кроется причина проблемных отношений. Не замечая и не принимая другого таким, каким он является, мы неизбежно пытаемся его изменить, улучшить, усовершенствовать. Мы тем самым даем ему следующее послание: "Ты не такой, каким должен быть! Стань другим и тогда я буду тебя любить!". В такого рода установке по отношению к другому неизбежно просматривается установка к самому воспринимающему, усвоенная им, как правило, от его близких, значимых людей, чаще всего родителей. Наличие такой "корректирующей установки" порождает много негативных эмоций у обоих партнеров. Склонный к идеализации человек проявляет недовольство, претензии, обиды к своему партнеру, а тот, в свою очередь, чувствует раздражение, вину, стыд… Неудивительно, что о близости, интимности в такого рода отношениях говорить не приходиться.

В чем проявляется установка на идеализацию?

Рассмотрим наиболее типичные проявления такой установки. Они следующие:
  • Деление людей на хороших и плохих, а мир – на черный и белый. Другой человек воспринимается недифференцированно. При описании других такие люди дают им односложные характеристики. Характеристики мира имеют тенденцию к поляризации – либо-либо. Мир воспринимается как полярный, лишенный оттенков.
  • Наличие морализаторской установки к другим и к миру. В суждениях таких людей несложно увидеть тенденцию к оценке, в их речи присутствует много оценочных слов в отношении других. Схожие установки (в основном негативные) можно обнаружить и в отношении к миру;
  • Непринятие мира и других. Другой человек нуждается в улучшении, коррекции, к нему предъявляются повышенные требования, претензии. Мир также не является идеальным. Если его не удается переделать (хоть у некоторых это и получается, все революционеры – идеалисты), то на него обижаются;
  • Разочарование, обвинение других и Мира. Другие люди и мир не идеальны, в других "много лицемерия, подлости…", а "мир – далек от совершенства";
  • Потребительская позиция в отношении к другому и к миру. Другой – должен (быть другим, давать, меняться…). К миру может присутствовать установка позитивного ожидания (что-то должно случиться приятное, неожиданное – выигрыш в лотерею, наследство, просто "халява"). В ситуации же разочарования миром присутствует установка негативного ожидания – "от мира ничего хорошего не дождешься";

Как обнаружить феномен идеализации в близких отношениях?


Все вышеперечисленное можно обнаружить и в близких отношениях. Кроме того, можно выделить и ряд специфических критериев идеализации в такого рода отношениях. Вот они:

  • Отношения в паре вертикальные. Если речь идет о брачных отношениях, то такие браки являются комплементарными или дополнительными по ролевым позициям. Возможны различные виды комплементарности: "Отец-Дочь", "Мать-сын";
  • В паре доминируют "детские потребности". Чаще всего они следующие: в принятии, в безусловной любви, признании-внимании, в заботе. От партнера требуют удовлетворения, в первую очередь, именно этих потребностей;
  • В паре существуют сложности со "взрослыми потребностями" – в близости, интимности. Наличие в отношениях в паре "детских потребностей" не является показателем незрелости этих отношений, скорее, таким показателем будет отсутствие в паре "взрослых потребностей";
  • У одного из партнеров заметно преобладает установка "брать". Поскольку баланс в отношениях "брать-давать" нарушен, партнерские отношения становятся невозможными;
  • Преобладание в отношениях негативных эмоций: обиды, раздражения, злости, вины, стыда.
  • В целом для партнеров будет характерна инфантильность, эмоциональная незрелость.

Пример из практики. Клиентка – назовем ее Ольга – не может простить мужа за то, что он ее бросил во время декретного отпуска (не уделял ей и ребенку должного внимания, гулял, пил). У Ольги много обиды и претензий к мужу – несмотря на то, что он в течение последних трех лет всячески старается "искупить" вину, – простить она его не может и "вряд ли когда-нибудь простит". В паре, по мнению клиентки, нет близких, доверительных отношений, отсутствует интимность, в том числе сложности с сексом. По мнению Ольги, во всем виноват муж, который должен как-то измениться, стать другим – более внимательным, заботливым, мужественным, чувствительным… Он должен больше зарабатывать, больше проводить времени с ней и с ребенком, меньше внимания уделять своим родителям… Много недовольства у Ольги обнаруживается и в отношении к родственникам мужа, к своей работе, начальству и в целом – к "…несправедливому к ней миру". Четко прослеживается позиция долга в отношении к ней – мужа, его родственников, Мира. Отрицаются собственные вклады в отношения и собственная ответственность. Жизнь, по ее убеждению, может измениться тогда, когда изменятся другие, сама же Ольга меняться не должна: "При чем здесь я вообще?".

Как это формируется в норме?

Идеализация объекта привязанности – естественный и необходимый процесс развития ребенка. Родительские фигуры изначально им идеализированы. И неудивительно – мама с папой воспринимаются малышом всемогущими волшебниками, которые знают и могут для ребенка все. Это очень важно, так как ребенку предстоит еще столько всего усвоить, а для этого значимые объекты должны обладать непререкаемым авторитетом. Еще одной важной функцией родителей также является функция смягчения для ребенка опыта встречи с реальностью. Ребенок еще не в силах ей (реальности) противостоять и родителя являются своеобразным буфером, создающими для него безопасную, во многом искусственную, "санаторную" нишу проживания.

Но так должно оставаться не всегда. Ребенок подрастает и в своем взрослении неизбежно встречается с реальным миром, с другими объектами этого мира и это с неизбежностью приведет его к разочарованию в родителях и мире – де-идеализации. Мудрые (чаще не от прочитанных книг по воспитанию детей, а от природы) родители не препятствуют этому процессу. Да для этого и не требуется многого – не стараться быть идеальными родителями, людьми, просто быть "достаточно хорошими родителями" (термин Виникотта) и обычными людьми.

Ребенок, взаимодействуя с такими родителями, неизбежно сталкивается с фактами их не-идеальности, а они, в свою очередь, также помогают ему встретиться с не-идеальным миром, все меньше по мере его (ребенка) взросления защищая от мира реального, организуя с ним "встречи" в виде постепенной передачи ребенку все большей и большей ответственности. Процесс разочарования ребенка в своих родителях – де-идеализация – является условием "встречи" с ними как с живыми, человеческими, неидеальными объектами. Так как все это происходит медленно и постепенно, у ребенка такая встреча проходит безболезненно. Ребенок, в результате такой вакцинации реальностью, постепенно приобретает прививку от реальности. С процессом взросления у него формируется более-менее адекватная картина реальности, все же не лишенная субъективности и индивидуальности. Это естественный процесс, в ходе которого в норме у ребенка формируется хороший контакт с реальностью и ее объектами.

В каких случаях де-идеализация оказывается невозможной?

Чаще всего де-идеализация становится невозможной или проблематичной по следующим причинам:
  • Родители были идеальными и остались ими.
В силу этого ребенок не в состоянии "свергнуть их с трона", у него остается очень сильная привязанность к ним. Частым спутником таких отношений является сильное чувство вины и долга у ребенка по отношению к родителям. Иногда де-идеализация невозможна в отношении одного из родителей – более безупречного. Обычно это пары – "дочь – отец" и "сын – мать". В первом случае (папина дочка) мы имеем дело с сильной привязанностью дочери к своему отцу, что для нее может быть чревато неспособностью встретить достойного (более достойного, чем свой папочка) мужчину. Дочь в итоге всегда остается верной единственному мужчине – своему отцу. Даже выйдя замуж, она на первое место ставит своего отца, а потом уже мужа. Лояльность отцу проявляется уже в том, что она не берет при замужестве фамилию мужа, тем самым подчеркивая, что она "женщина своего отца". Похожая картина получается и в случае привязанности "сын – мать". В вышеописанном случае идеализация относится только к значимому другому, мир же при этом может восприниматься вполне адекватно;
  • Родители рано ушли из жизни.
Ребенок в этом случае не успевает завершить начавшийся процесс де-идеализации. Это трагический вариант развития событий. В случае смерти родителей/родителя – процесс де-идеализации оказывается резко прерван, и у ребенка практически нет шансов разрушить идеальный образ родителя. Чаще это возникает в случае потери одного из родителей, тогда его образ навсегда остается в сознании ребенка идеальным. В этом случае уже во взрослой жизни потенциальному партнеру предъявляются очень высокие требования, его пытаются "подогнать" под имеющийся в сознании образ идеального родителя. Для ребенка это травматичный вариант развития событий – мир воспринимается им как несправедливый, жестокий и будущий партнер будет нагружаться несвойственными для него родительскими функциями стабилизации мира.
  • Родители очень резко изменились.
Ребенок из-за таких неожиданных перемен не смог приспособиться к такому повороту событий. Чаще всего это возникает в силу каких-то кризисных ситуаций в семье, например, рождение следующего ребенка, тяжелая болезнь родителя и др. К примеру, в случае рождения очередного ребенка, ситуация для первого ребенка кардинальным образом меняется. Родители уже не уделяют ему столько внимания, как прежде, перестают ограждать его от мира. Новый, непривычный, неудобный мир и изменившиеся, резко и неожиданно ставшие "плохими", родители "врываются" в устоявшуюся, привычную жизнь ребенка, разрушая его старую картину мира и ему, в силу этих обстоятельств, приходится быстро взрослеть. Не для каждого ребенка такое потрясение оказывается возможным пережить, у некоторых детей образы мира и их родителей становятся расщепленными на "хорошие" и "плохие", что лежит в основе полярного восприятия реальности.
Схожая картина возникает и в случае резкой де-идеализации одного из родителей, например в ситуации развода, когда мать обесценивает отца ребенка. В этом случае, образ отца также оказывается расщепленным на "плохой" и "хороший" и тогда в последующей уже взрослой жизни возможен постоянный поиск "хорошего" отца.
  • Родители всячески ограждали ребенка от мира.
Ребенок в ходе своего развития контактировал с искусственно созданным миром, своего рода миром-заповедником. В такой ситуации у него не было контакта с реальным миром, и сформированный им образ мира оказывается далек от мира реального. Несложно представить, какие потрясения могут ждать человека в случае встречи с реальностью!
Общим для всех вариантов нарушения процесса де-идеализации является то, что у ребенка формируется отрыв от реальности, он предпочитает не встречаться с реальным миром. Его образ или картина мира и картина другого человека становятся сильно искаженными, что существенно затрудняет его процесс контакта с миром и с другими, где "встреча" как таковая становится просто невозможной. Результатом такой искаженной картины мира и картины другого человека являются различного рода проблемы в отношениях с другим человеком и с миром.

Пример из практики. Яркой иллюстрацией нарушения процесса де-идеализации и, вследствие этого, формирования идеальной установки к миру является история клиентки – назовем ее Мариной. В ее жизненной истории присутствует сразу несколько причин-факторов, лежащих в основе описываемого феномена. Марина в возрасте 8 лет потеряла отца, к которому была сильно привязана. Об отце Марина говорит с большой любовью и восхищением. Мать после смерти отца резко изменилась, по словам клиентки, ее словно подменили: она стала пить, приводить в дом пьяные компании, полностью забросила детей, стала к ним жестоко относиться, бить их. Марине пришлось быстро повзрослеть. Ее благополучная в недавнем времени жизнь, полная любви, принятия и восхищения отца, в один миг превратилась в кошмар. На ее детские плечи свалились все обязанности по дому и воспитание младшего братика.

Иллюзии об идеальном мире или опыт разочарования.jpg

На терапию Марина обратилась по поводу проблем со сном, ее мучают ночные кошмары. В жизни Марина окружила себя большим количеством мужчин, главным качеством которых является преданность ей и надежность. Она не может расстаться ни с одним из своих бывших, держит их при себе. Каждый из них, по ее словам, готов примчаться к ней по ее первому требованию. Но ни один из них, по ее мнению, не подходит ей в качестве будущего супруга – ни в ком она не может найти одновременно надежности и душевности. В свои 30 лет Марина выглядит как подросток и на столько же она себя ощущает. В терапевтическом контакте она регрессирует к еще более раннему возрасту – жалуется на несправедливый к ней мир, много плачет, смотрит на терапевта полными мольбы и слез глазами. Терапевта с первых мгновений контакта идеализирует, выдает ему много авансов как специалисту и как человеку.

Терапевтические задачи

В терапии клиентов, склонных к идеализации, можно выделить следующие стратегические направления работы:
  • преодоление инфантилизма;
  • принятие ответственности;
  • организация встречи с реальностью.
Преодоление инфантилизма

Картина мира человека, склонного к идеализации, во многом "детская". Такой уже взрослый человек не в состоянии решать задачи развития, характерные для его паспортного возраста. Терапевтическая работа с такого рода клиентами должна строиться в контексте осознавания, коррекции и развитии ими представлений об образе своего Я, или Я-концепции, концепции Другого и концепции Мира.

Принятие ответственности

Идеалисты являются типичными представителями людей, для которых свойственен экстернальный локус контроля. Люди с экстернальным локусом контроля локализуют ответственность вовне. Они склонны приписывать ответственность за себя, свою жизнь, здоровье, счастье и т.д. другим людям, обстоятельствам, случаю, судьбе, карме, погоде… Отсюда их установка к обвинению – не сложно найти кого-то или что-то, на кого/что можно переложить свою ответственность и, в случае неудачи, обвинить кого-то/что-то. Задачей терапии с такими клиентами является осознавание и принятие ими на себя ответственности за собственную жизнь, "взращивание" чувства авторства, творца своей личной истории.

Организация встречи с реальностью

Для людей, склонных к идеализации, типично искажение реальности. Это (как уже отмечалось выше) касается как восприятия мира, так и восприятия другого человека. Проективно организованное восприятие близкого другого не позволяет "встречаться" с ним как иным, встреча в таком случае происходит со своим образом, что приводит к многочисленным проблемам во взаимодействии. Коррекция образа близкого другого предполагает осознавание собственных вкладов в образ другого, что неизбежно влечет за собой разочарование в нем. Это касается в первую очередь работы "на границе контакта" с терапевтом. Терапевт не является здесь исключением, и он неизбежно попадает под идеализацию клиента. Задачей для терапевта в работе с таким клиентом будет актуализация и сопровождение процесса де-идеализации клиентом своего позитивно инвестированного им образа. Для этого ему придется наряду с большой поддержкой и принятием клиента (особенно на начальном этапе работы с ним) с необходимостью постепенно включать в терапевтические отношения элементы фрустрации его (клиента) “оральной установки” к миру, к близким людям, к терапевту. Данную технику работы хорошо описал Х. Кохут в своей книге “Восстановление самости”, назвав ее преобразующей интернализацией. Появление в терапевтическом и реальном контакте у клиента элеменов установки “давать” является важным критерием позитивной терапевтической работы.

В целом терапевтическая работа с клиентами, склонными к идеализации, – это проект по взрослению, взращиванию клиента. Профессиональный терапевт в такого рода терапии во многом принимает на себя родительскую функцию, сопровождая клиента по пути его взросления ко все большей его автономии, осознанности и ответственности, формируя у него более адекватный контакт с реальностью – реальностью собственного Я, Мира и Другого человека.

Метки: Развитие личности,

Комментарии для сайта Cackle

Читать по теме:

Список 100

Список 100

16.12.2016
12305
Цель «Списка 100» – удивить свое собственное сознание. Работая над «Списком 100», вы получаете подчас совершенно неожиданные идеи, потому что они просачиваются из вашего подсознания без предварительной обработки.

Метки: Развитие личности,

Тем, кто хочет измениться

Тем, кто хочет измениться

22.11.2016
3952
Гештальт-терапевт Виктория Пекарская: "Итак, скажу по секрету: все плохо. Невозможно стать кем-то другим. Никогда не придет кто-то и не решит все ваши проблемы за вас. Никогда, ни у кого не наступит время «сплошной белой полосы». У вас тоже не наступит."

Метки: Развитие личности,

«Золотая середина» — миф, ее не бывает у живых людей»

«Золотая середина» — миф, ее не бывает у живых людей»

16.11.2016
1555
Гештальт-терапевт Виктория Пекарская: "Без любви и без ненависти у вас будет «золотая середина». То есть – ни то, ни се. Серость, скука и ничего человеческого. Все дело в маятнике. Чем выше и быстрее качнется вправо, - тем выше влево. Но что важно: произвольно зависнуть в «золотой середине», то есть взять так и вдруг остановиться самому по себе, маятник не сможет. Но есть шанс «перестать качаться», т.е. жить."

Метки: Развитие личности,

О зоне комфорта

О зоне комфорта

26.10.2016
2203
Семейный психотерапевт Натали Ваксман: "В последнее время много пишут о выходе из зоны комфорта, причем выход этот трактуется как составляющая личностного роста. Думаю, что тема зоны комфорта, а также зоны, продолжающейся за ее границей, не исчерпывается мотивационной подготовкой торгового персонала и начинающих предпринимателей, а является глобальной в понимании взаимоотношений человека и окружающего его мира".

Метки: Развитие личности,

4 правила ежедневного планирования. Выходим из реактивного режима

4 правила ежедневного планирования. Выходим из реактивного режима

04.10.2016
1778
С годами жизнь увеличивает ход, события идут одно за другим, порой вовлекают нас в водоворот, а порой, просто проносятся мимо. Иногда чувствуешь себя пассажиром поезда, лишь в окно наблюдая проносящуюся мимо жизнь. А конечная станция не за горами.

Метки: Развитие личности,

Гигиена сознания

Гигиена сознания

26.08.2016
56398
В этом мире нет плохих людей, просто нет навыков гигиены сознания. Невероятно — но в двадцать первом веке до сих пор существуют люди, которые считают, что болезни тела, неприятности в жизни и мусор в сознании — это три разных не связанных друг с другом процесса

Метки: Развитие личности,

Научился ли ты радоваться препятствиям?

Научился ли ты радоваться препятствиям?

27.07.2016
1551
Наши неудачи, особенно повторяющиеся, наглядно показывают нам, что некоторые вещи, которые мы делаем – не работают. Когда мы смотрим на проблемы с этой точки зрения, то можем произвести ревизию наших поведенческих моделей – самостоятельно или с помощью психолога.

Метки: Развитие личности,

Молодость — не оправдание

Молодость — не оправдание

26.06.2016
1356
Помимо надежды на волшебное разрешение проблем (если сидеть на берегу достаточно долго), в нас живет другая более тонкая и более опасная надежда. Мы верим в развитие, верим в то, что десятилетний подросток принципиально отличается от того человека, каким он станет лет в сорок. Мы верим, что воспитание работает, верим, что из сырого теста можно вылепить любой сложности крендель, надо только постараться и подождать.

Метки: Развитие личности,

Чем опасно христианство или — кому выгодны 10 заповедей?

Чем опасно христианство или — кому выгодны 10 заповедей?

11.05.2016
13381
Развенчание заблуждений, которые глубоко въелись в нашу повседневную жизнь и, оставаясь незамеченными, подрывают душевное равновесие.

Метки: Развитие личности,

Жизненная стратегия успеха

Жизненная стратегия успеха

20.02.2016
2760
Один из «вечных» вопросов: можно ли назвать свою жизнь успешной? Что такое успех, в чем секрет успеха, существуют ли законы успеха, и наконец, что есть жизненная стратегия успеха?

Метки: Развитие личности,

Как обрести внутренний стержень?

Как обрести внутренний стержень?

07.02.2016
4910
В статье предлагается некоторый психологический «компас», который состоит из трех вопросов, размышляя над которыми будет легче сориентироваться в том, что происходит сейчас в вашей жизни.

Метки: Развитие личности,

Новый «опиум для народа»?

Новый «опиум для народа»?

27.01.2016
2127
Работа над собой – модный тренд. Статьи на тему «как стать лучше» появляются в Сети уже регулярнее биржевых новостей. Безопасно ли это?

Метки: Развитие личности,

Как перестать быть неудачником?

Как перестать быть неудачником?

25.11.2015
2679
Главным отличительным признаком победителей от неудачников является реакция человека на трудности.

Метки: Развитие личности,

Что дает медитация? 10 главных преимуществ

Что дает медитация? 10 главных преимуществ

27.10.2015
1893
Медитация позволяет повысить самообладание, навыки многозадачности, снизить болевую чувствительность, справиться с депрессией и многое другое.

Метки: Развитие личности,

Как развить самодисциплину?

Как развить самодисциплину?

23.10.2015
3318
С помощью самодисциплины можно избавиться от лишнего веса, создать спортивную форму, выучить иностранные языки, освоить новую профессию и справиться с любой зависимостью.

Метки: Развитие личности,

Психически здоровые люди — какие они?

Психически здоровые люди — какие они?

22.10.2015
63077
Самоактуализирующиеся личности являются особым типом людей, они кажутся не такими как все, «больше, чем просто людьми», как говорил Абрахам Маслоу. Таких людей всего около 1%.

Метки: Развитие личности,

Интервью недели

Что такое эмпатия, как давать советы и как научиться говорить нет

Что такое эмпатия, как давать советы и как научиться говорить нет

Почему непрошенные советы неэффективны, как реагировать на незнакомцев, которые комментируют вашу внешность, и зачем развивать в себе способность к эмпатии.

Вячеслав Москвичев

Психолог, нарративный практик

Поделиться

Метки

...