Ребенок не хочет учиться

20 января 2016
4754
Ия Цой.jpg  Ия Сергеевна Цой

  Психолог, специалист в области семейной психотерапии 

  




PT: Ия Сергеевна, у большинства родителей один из наболевших вопросов связан с тем, что ребенок не хочет учиться. Это лень или что это? Каковы причины такого явления?  

Это и так называемая лень, и «или что».

Так называемая, потому что лень сама по себе — довольно сложное явление. Это нежелание делать что-либо, за которым может стоять масса разных причин.

Например, человек просто устал. И организм ему даёт сигнал: отдохни, иначе заболеешь.

Или отбили охоту что-то делать. Например, давали преждевременную негативную оценку результата, ДО устойчивого овладения навыком, — согласитесь, такое встречается сплошь и рядом в обучении, особенно детей.

Или обесценивали само желание сделать что-либо, потому что это считали несерьёзным, неважным.

Это только некоторые примеры причин, по которым страдает мотивация ребёнка к деятельности. А взрослые сказали «лень» — и вроде как стало понятно, кто виноват.

Вообще, назвать что-либо плохим — это такой способ дальше с этим не работать. Так что, произнося в адрес ребёнка слово «лень», стоит задать себе вопрос «чья?»

Теперь про «или что». А именно про процесс обучения как социальный институт.

Мне хочется задать вам встречные вопросы. Когда мы говорим «обучение», то что мы имеем в виду? 


PT: Процесс получения ребенком знаний по разным наукам в школе и специальных кружках.

Хорошо, но что такое знание? Понятно, что предмет довольно расплывчатый.

Например, под ним можно подразумевать некий набор, или сумму фактов. Это знание? Да, вроде бы. Но все мы, наверно, испытали на себе, как легко такие знания покидают нашу голову.

У этого определения есть ещё одна неприятная сторона: такие знания имеют свойство устаревать, потому что сами факты меняются по разным причинам: совершаются новые открытия, на смену одним технологиям приходят другие и т. д.

К тому же сейчас есть компьютеры, которые избавляют нас от необходимости хранить огромные массивы сведений в своей памяти.

Так какие же знания сейчас нужны человеку? Чему следует учить наших детей?

Мне нравится определение моего учителя, заслуженного тренера В. Гурного:

«Знания — это причинно-следственные зависимости».

При определённой ограниченности, эта формулировка действительно даёт представление о базовых принципах образования, каким оно должно быть, на мой взгляд.

Надо учить ребёнка такому пониманию причинно-следственных зависимостей, которое позволит ему принимать верные решения в нужный момент. Вот в этом мне видится задача обучения. Тем более сейчас, когда в нашем распоряжении море разнообразной и часто противоречивой информации, в котором не так легко сориентироваться.

А теперь давайте честно ответим на вопрос: даёт ли современная общеобразовательная школа такие знания? Или даже проще: много ли каждый из нас помнит со школьной скамьи? Вот то-то и оно.

Удивительно ли, что ребёнок порой бессознательно сопротивляется такой бессмысленной трате своего времени?

PT: Существует некая концепция типов личности, соционика, основанная на типологии Юнга, дополненная и модифицированная в 70-х годах прошлого века, суть которой заключается в делении людей на 16 социотипов, с определением своих сильных и слабых сторон у каждого типа. 

Если следовать этому учению, то выходит, что нельзя, к примеру, «художника» ругать за двойку по математике и настаивать на отличном знании предмета. Вы согласны с этим?


Ругать точно не стоит. Так же, как и ставить двойку.

Во-первых, стоит определиться, нужна ли данному человеку математика. Пригодится ли она ему в дальнейшем? Если мы решили, что да, нужна, например, для аттестата, следует приложить усилия со своей стороны, чтобы он в этой математике стал разбираться.

Ведь математика — это не что иное, как представление жизненных явлений в особой, закодированной форме. И я не вижу препятствий в том, чтобы объяснить её любому интеллектуально сохранному ребёнку.

Есть же прекрасные примеры педагогов-новаторов, которые добивались поголовной математической грамотности у своих учеников.

Ещё тут, конечно, хочется вспомнить людей Ренессанса, которые были равно талантливы сразу в нескольких разнообразных областях. Может, потому что тогда ещё не было соционики?))


PT: Это точно, хотя и курсы большинства научных дисциплин тогда были вдвое короче:) 

Придерживаетесь ли вы в работе если не этой, то какой-либо другой типологии? Если да, то можете рассказать кратко о различных типах и их характерных способностях?

Нет, я её не использую.

Вообще, с большой осторожностью отношусь ко всяким типологиям. Видите ли, это такая яркая игрушка, которую психология «подарила» людям вместе с иллюзией того, что можно сделать поведение человека предсказуемым.

На самом деле, это, конечно, далеко не так, и специалисты в области психодиагностики знают, насколько большие ограничения у разного рода тестов. В частности, срок «годности» любого тестирования — не больше полугода.

В консультировании и психотерапии я иногда пользуюсь классификацией Н. Мак-Вильямс, по её книге «Психоаналитическая диагностика». И надо сказать, что она далеко не всегда помогает мне в работе.

Излагать данный труд здесь, на мой взгляд, не имеет большого смысла по тем причинам, которые я уже назвала.

 
PT: Что, если дать ребенку полную свободу, позволяя заниматься исключительно тем, к чему есть склонность? Так ли необходима человеку всесторонняя грамотность?

Здесь есть несколько проблем.

Первая — как вы определите, к чему у него есть склонность? А самое опасное — к чему у него нет склонности?

Не поставите ли вы крест на тех его склонностях, которые пока не созрели или не встретили условий для своего проявления?

А вторая — это требования общества, от которого, как известно, нельзя быть свободным, живя в нём.

На сегодняшний момент есть определённые требования, установленные государством, к тем знаниям, которыми должен обладать выпускник учебного заведения.

Можно спорить об их конкретном содержании, но, на мой взгляд, от самой этой идеи минимально необходимого уровня знаний в различных областях социум уйдёт очень нескоро, если вообще это возможно.

Но «дать свободу» я, конечно, приветствую.


PT: Вопрос о понимании способностей ребенка и их своевременном развитии занимает многих родителей. В частности, как определить к чему у ребенка способности, если он явно не выражает никаких наклонностей?

И как понять, что плохая успеваемость по предмету, это — не отсутствие способностей, а негативное влияние учителя? 


Я повторю свой тезис о том, что к вопросу определения способностей стоит подходить максимально аккуратно.

Часто слова педагога о том, что ребёнок к чему-то неспособен, свидетельствуют лишь о его собственной недостаточной профессиональной компетентности или личностных проблемах. А вся вина сваливается на ученика.

Я бы говорила не столько о способностях или наклонностях ребёнка, сколько об его интересе к той или иной деятельности.

А определить очень просто — давать ему пробовать себя в максимальном количестве различных областей. И желательно при этом не мешать.

Важнее любить своего ребёнка, а не диагностировать его «способности», вообще лучше убрать это слово из своего лексикона. И всегда быть на его стороне (по-умному, конечно). Ибо кто, если не мама с папой, даст ребёнку веру в свои силы?

Общаться с учителем. Искать лучшего. Лучшую школу. Не можете? Ну тогда это к вам вопрос, а не к ребёнку, правда? 


PT: В последнее время много говорят о новом поколении Y. Что это дети «рожденные со смартфоном в руках», обладающие клиповым сознанием, невосприимчивые к текстам, особенно к большим, одним словом имеющие свои особенности и требующие особого подхода в обучении. Вы согласны с этим?

Безусловно, нечто новое появилось. Хотя я бы не стала говорить о том, что это «принципиально новое». На мой взгляд, пристрастие к разным гаджетам – проявление такой общей тенденции цивилизованного человечества, когда реальное действие подменяется виртуальным. В каких-то случаях это хорошо, в каких-то – не очень.

Что такое «клиповое сознание», боюсь, точного определения нам никто не даст. Ну если мы понимаем это как такое пренебрежение текстами, в которых «многобукав», выхватывание из всего моря информации каких-то случайных сведений, сопровождаемых яркими картинками и отсутствие в результате у человека целостной, непротиворечивой картины мира, то это явление отнюдь не новое.

Ещё Л. С. Выготский говорил о том, что около 80% людей не обладают понятийным мышлением. И в наше время были дети, которые читали книжки, и те, которые не читали. Только последние не сидели с гаджетами, а бегали по дворам, за что их нещадно ругали тогдашние родители.

Новое состоит, пожалуй, в том, что количество информации в наше время увеличивается лавинообразно. Повышается ли при этом уровень образованности — большой вопрос. 

Более того, сейчас мы имеем дело с таким явлением, как возросшая конкуренция различных источников информации. Яркие картинки — средство привлечения аудитории.

Как разобраться в этом море? Как понять, что истинно, что ложно? Вот в этом и есть задача современного образования. И в этом контексте «знание» как умение определять верные причинно-следственные зависимости звучит как никогда актуально.


PT: То есть вы считаете, что тенденции к более упрощенному восприятию информации в принципе нет?  

Я не уверена, что в действительности эта тенденция есть. Возможно, это очередной социальный миф, раскрученный талантливыми журналистами)).

У меня есть дочь и сын, оба очень молодые. Дочь, по-моему, прочитала уже книг больше, чем я за свою жизнь. Она, кстати, училась на журфаке. Сын всегда читал мало, но не так давно он стал просить книги, классику, «чтобы быть культурным человеком».

Конечно, меня это безумно радует, и это лишнее подтверждение тому, что львиная доля воспитания достигается за счёт атмосферы в семье. Как ребёнок может не прочесть книги, которые цитируются за столом? Это невозможно, на мой взгляд.


PT: Давайте подытожим все вышесказанное. Какие вы можете дать рекомендации родителям, чьи дети не проявляют интереса к учебе? Что следует делать, а чего не следует?

Как мы с вами помним, психологи советов не дают)). Я, по большей части, придерживаюсь этого правила, ибо советы обычно — вещь вполне бесполезная.

Но, в расчёте на исключение, повторю свою главную мысль:

Ребёнка надо любить и помогать ему по мере сил. Он гораздо значительнее и больше, чем его успехи или неуспехи в школе.

Есть ещё масса видов деятельности, которые могут развить интеллект ребенка. Например, любые виды спорта, рисование, музицирование, шитьё, кулинария – всё, что придумала человеческая культура. Обеспечьте ему доступ к этому разнообразию, и он непременно себя в чём-то проявит.

Вот это и следует делать.

А про то, что не следует, все более или менее знают. Другой вопрос, что не у всех это получается. Поэтому моя рекомендация: заботьтесь о себе, о своём душевном благополучии в широком смысле слова. Тогда хватит сил и на ребёнка, и на всё остальное.

Комментарии для сайта Cackle

Читать по теме:

Как отучить ребёнка спать в одной постели с родителями: 5 простых советов

Как отучить ребёнка спать в одной постели с родителями: 5 простых советов

25.11.2016
9627
Психотерапевт Мария Кудрявцева: "Часто границы приватной зоны родителей и их детей стираются, превращая жизнь пары в цепочку из недопонимания, дискомфорта, усталости и дефицита внимания друг к другу. Неужели все эти серьёзные последствия, вплоть до развода, могут быть спровоцированы поведением ребёнка, упорно не желающего засыпать в одиночестве? Да, это так."
Вырастить сына: советы разведенной матери

Вырастить сына: советы разведенной матери

20.11.2016
4182
Психолог Михаил Лабковский: "Если женщина растит сына одна, это совершенно не значит, что он не вырастет настоящим мужчиной. Важно лишь избежать распространенных ошибок в воспитании".
Как вырастить гея

Как вырастить гея

09.11.2016
7710
Психолог Михаил Лабковский: "Какое-то время ребенок изо всех сил старается добиться любви матери, "смотри, что я могу!". А ей как бы не до него "что за телячьи нежности"? В семье царят холодность, непонимание, конфликты, постоянное недовольство, никто друг с другом не разговаривает. "Как двойка? Опять двойка? Ну все, я тебя больше не люблю, урода". Все это верный способ вырастить не мальчика, но гея."
«Как не дать школе сломать вашего ребенка»

«Как не дать школе сломать вашего ребенка»

30.10.2016
9268
Психолог Михаил Лабковский: "Не надо детей до школы ничем нагружать. Никаких шахмат, иностранных языков и прочего интеллектуального развития. До 6-7 лет мозг ребенка физиологически не готов воспринимать большие объемы информации. Вы потеряете деньги, а он – детство."
Воспитание без предрассудков

Воспитание без предрассудков

24.10.2016
1245
Психоаналитик Рудольф Дрейкурс предлагает родителям строить взаимоотношения с ребенком на основе принципа "если можно тебе, так можно и мне". Если ребенок ведет себя нехорошо, то и мама с папой могут себе позволить перестать на какое-то время быть "хорошими родителями".
Нервные расстройства у детей: что должны знать родители

Нервные расстройства у детей: что должны знать родители

13.10.2016
6046
Как могут проявляться нервно-психические расстройства у детей, как распознать психологическую травму и на что обязательно нужно обратить внимание родителям?
Демонстративный ребенок

Демонстративный ребенок

11.10.2016
1948
Демонстративность – это очень часто встречающаяся личностная особенность. Как явствует из самого названия, она проявляется в том, что ребенок все время старается себя показать, продемонстрировать окружающим. В основе этого лежит повышенная потребность во внимании к себе. Иногда она настолько сильна, что ребенок стремится всегда быть в центре внимания.
Как воспитать личность

Как воспитать личность

10.10.2016
2249
Главное, чего не понимают многие родители, это то, что для развития необходимы частично неудовлетворенные потребности. Постоянно неудовлетворенные потребности ведут к гибели, а постоянно удовлетворенные потребности к состоянию покоя. В результате обилия и переизбытка не формируется ни одного навыка и внутреннего инструмента по преодолению стресса и удовлетворению потребностей.
7 способов разрушить самооценку ребёнка, даже не заметив этого

7 способов разрушить самооценку ребёнка, даже не заметив этого

27.09.2016
10378
Родители всегда хотят детям самого лучшего. Поэтому мы на всякий случай говорим маленькому недотёпе, что у него неуклюжая голова и забывчивая походка. К сожалению, в этот момент у ребёнка вместе с настроением портится самооценка. А ведь это полезная в жизни вещь. Высокая самооценка заметно влияет даже на способность школьника к учёбе
Как перестать кричать на ребенка

Как перестать кричать на ребенка

22.09.2016
5283
Психотерапевт Екатерина Блюхтерова: "Чем большее количество раз мы повторяем свою просьбу ребенку, тем больше себя "накручиваем". И вот однажды наше терпение заканчивается и мы начинаем кричать, топать ногами и шлёпать руками."
Про детей, гаджеты и тех, кто их покупает

Про детей, гаджеты и тех, кто их покупает

03.09.2016
1369
Психолог Евгения Карлин: "Если альтернативой виртуальному общению вы предлагаете ребенку "живую" авторитарность, поучение и бесконечные требования, каким ему быть - ничего хорошего не выйдет: он обязательно улизнет в свою компьютерную нору".
Первый раз в первый класс: радость или разочарование?

Первый раз в первый класс: радость или разочарование?

01.09.2016
737
Детский психолог Анна Крайнова: "Помимо учебы в жизни каждого школьника случаются взлеты и падения. И зачастую ребенок остается один на один с совсем недетскими проблемами. Например, у первоклашки, который еще не успел адаптироваться к новым жизненным обстоятельствам, маму кладут в больницу или рождается младший братик или сестренка и он, наряду со взрослыми, делит домашние хлопоты и бессонные ночи, не говоря о том, что переживает потерю их былого внимания.»
Что мы приобретаем благодаря отцу?

Что мы приобретаем благодаря отцу?

25.08.2016
2654
Мы часто встречаемся с тем, что отец номинально присутствует, но не выстраивает никаких эмоциональных отношений с ребенком. Отцы работают. Они очень заняты добыванием хлеба насущного. И всячески избегают эмоционального контакта со своими детьми.
5 вещей, которые нужно сделать для ребенка прежде, чем его воспитывать

5 вещей, которые нужно сделать для ребенка прежде, чем его воспитывать

18.08.2016
2088
Психолог Юлия Гиппенрейтер: "Прежде чем отреагировать на очередной проступок сына или дочки, нужно понять, что за ним стоит: усталость, обида, раздражение, гнев или радость?"
Полнота жизни и счастья приходит к нам через мать

Полнота жизни и счастья приходит к нам через мать

16.08.2016
8468
Практика показала, что именно те люди, которых любила мать безусловной любовью, любила и уважала в них их отца, в своей жизни могут быть счастливы и успешны. Принимая, любя и уважая себя, такие люди так же относятся к своим детям и к окружающим.
Отпуск с детьми: кошмар или "мягкая перезагрузка" отношений

Отпуск с детьми: кошмар или "мягкая перезагрузка" отношений

14.08.2016
2160
Психотерапевт Натали Ваксман: "Родители часто ожидают, что смена обстановки положительно повлияет на отношения между членами семьи, не учитывая при этом что совместное пребывание в замкнутом пространстве будет почти круглосуточным, чего обычно не бывает дома, и, возможно, приведёт к обострению существующих скрытых, а иногда и прошлых, давно зарубцевавшаяся конфликтов."
"Долгая молодость — побочный эффект родительской любви"

"Долгая молодость — побочный эффект родительской любви"

28.07.2016
2423
"Было время, когда я наивно думала, что к детям «когда-то» относились лучше, чем сейчас. Потом, немного поинтересовавшись вопросом, и ощутив некоторое шевеление волос на теле (от ужаса), решила, что очень здорово, и вообще повезло родиться в этой эпохе, а не в какой-нибудь предыдущей".
Что и как говорить детям после произошедшего теракта

Что и как говорить детям после произошедшего теракта

16.07.2016
2516
Психотерапевт Натали Ваксман: "Как семейный психотерапевт, практикующий в Израиле — стране, накопившей немалый опыт в противостоянии террору, хочу дать родителям из тех стран, где такого опыта меньше, несколько простых рекомендаций о том, что и как говорить детям в ситуации, когда очередной террористический акт усиленно освещается в СМИ".
Мама, где папа?

Мама, где папа?

12.07.2016
2028
Детский психолог Рената Фалько: "В подбрасывании ребенка, в этой простой на первом взгляд забаве, заложен глубинный смысл. Паря в воздухе ребёнок переживает состояние опасности. А потом, когда его ловят крепкие руки отца, он чувствует — всё хорошо, я под защитой, мне не дадут упасть. Это развивает у ребёнка смелость, готовность начинать новое дело, пробовать и рисковать."
Почему ребенок ворует?

Почему ребенок ворует?

08.07.2016
1812
Психотерапевт Ирина Млодик: "Если вы сами без спросу нарушаете границы ребенка — залезаете в портфель, дневники, странички в сетях, почту, у вас уже есть проблемы. Ваш ребенок вам не доверяет, и вы для того, чтобы унять свою родительскую тревогу, вторгаетесь в его пространство, чем учите его тому же самому".
Истерика и капризы у ребенка — что делать?

Истерика и капризы у ребенка — что делать?

06.07.2016
2626
Детский психолог Рената Фалько: "Каждый раз, когда ребёнок падает и выгибается, достаточно вспомнить — уступая ему, вы приучаете его к тому, что он своего всегда добьётся одной истерикой и ничем больше. Угадайте — сильно ему этот навык пригодится в жизни? На работе или в семейной жизни?"
Воспитание в возрасте от 2 до 5 лет

Воспитание в возрасте от 2 до 5 лет

01.07.2016
4119
Михаил Литвак: "К сожалению, все воспитание и обучение идет у нас в назидательной манере, то есть сверху вниз, что не способствует развитию мышления, то есть очеловечиванию, а приводит к воспитанию или бунтарей, или рабов."
Как говорить с ребенком о терактах?

Как говорить с ребенком о терактах?

30.06.2016
1465
Психолог Ольга Маховская: "То и дело слышу от молодых мам: «А мой играет в террориста, ему нравится, когда все взрывается! Это же пройдет, поумнеет, разберется?» Вообще-то идентификация с террористом — Стокгольмский синдром, объяснить такое поведение можно, но принять как норму трудно, потому что пройдет время, и никто не поумнеет."
Воспитание в грудном возрасте

Воспитание в грудном возрасте

04.06.2016
2824
Михаил Литвак: «Можно кричать на ребенка до года? Скажите, ребенок до года что-нибудь делает неправильно? Он все делает правильно! Только мы — идиоты, дураки — не понимаем, что означает его крик». 
Эффективный родитель

Эффективный родитель

31.05.2016
8715
Эффективный родитель понимает, что задача ребенка непросто ощутить себя плохим и виноватым (больше так не делай!), а увидеть какое именно решение было им принято, и к чему оно привело. А также учит ребенка обходиться с тем ущербом, который был нанесен его ошибкой.
Фразы, которые не стоит говорить детям

Фразы, которые не стоит говорить детям

23.05.2016
6086
Поведение ребенка — это симптом родителей. Можно сказать, что поступая «хорошо» или «плохо» ребенок рассказывает своим родителям про них.
Про бить или не бить-2

Про бить или не бить-2

17.05.2016
2549
«Когда кто-то с пеной у рта доказывает, что бить детей надо, и начинает еще объяснять, как именно это делать, да чем и сколько, как хотите, а у меня первая мысль, что либо ему не дают, либо у него не стоит. Ну, вот не могу отделаться».
Про бить или не бить

Про бить или не бить

13.05.2016
3635
Одна многодетная мама рассказывала, что устав от препирательств детей на тему, кто должен мыть посуду, просто перебила одну за другой все вчерашние тарелки, сваленные в мойку. Эксцентрично, да. Однако посуда с тех пор исправно моется.
Мифы о воспитании детей

Мифы о воспитании детей

29.04.2016
2540
Некоторые родители так и говорят, очень тревожась за своих детей: «Если он будет делать только то, что ХОЧЕТ, он не станет делать то, что НАДО».
Отвергая отца

Отвергая отца

26.04.2016
24448
За решение матери — оградить ребёнка от отца, человек всю жизнь будет платить невероятно высокую цену. Словно он потерял благословение на жизнь.

Поделиться